Трещины в элементах Октябрьского моста обнаружены еще в 2007-м

Трещины в элементах Октябрьского моста обнаружены еще в 2007-м
Фото Аркадия Уварова
Тревожные аргументы относительно нынешнего состояния и необходимости ремонта Октябрьского моста заведующий кафедрой «Мосты» СГУПС Сергей Бокарев начал высказывать еще 14 июля в Заксобрании области. Но тогда в ходе бурной  общественной дискуссии о перспективах строительства четвертого моста выступление доктора наук быстро прервали. Мы решили дослушать специалиста и опубликовать информацию, которой обладает Сергей Бокарев, на сайте VN.ru.

- Вопрос о ремонте Октябрьского моста (горожане называют его Коммунальным) был поставлен еще в 2007 году. Тогда специалистами Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), было выполнено обследование моста. Какие существенные дефекты обнаружены?

- В 2007-м нами было проведено обследование Октябрьского моста. Конструкции моста - проезжую часть, пролетные строения, опоры - детально исследовали. Русловые арочные пролетные строения имеют конструктивные особенности, из-за которых в коротких стойках, имеющих небольшую гибкость, в местах их крепления к аркам появились трещины. На момент обследования в 2007 году, несмотря на эти повреждения и необходимость их ремонта, мост можно было эксплуатировать без ограничений по нагрузкам.

Прежде чем приступить к ремонту стоек, необходимо выполнить проект их усиления с учетом конструктивных особенностей и фактической работы конструкции. Кроме этого, установили разрушения сливной призмы опор, швов их каменной облицовки, соответственно, чтобы обеспечить нормальный водоотвод и  расшивку швов.

Боковую стенку правобережного устоя пересекает вертикальная трещина раскрытием до 10 см. И с течением времени она увеличивается.

Перильные ограждения на тротуарах и смотровых площадках оказались частично разрушены. Видимо, это происходит из-за того, что не обеспечен нормальный водоотвод, и вода попадает в основание фундамента. Очевидно, нужно выяснить, что сейчас изменилось с момента предыдущего обследования и, возможно, выполнить усиление основание фундамента этого устоя.

- Известно, что в 1995 году мост ремонтировали. Что показало обследование?

- Первая очередь капитального ремонта выполнена с высоким качеством. Железобетонная плита проезжей части была в хорошем состоянии, ее новая гидроизоляция работала отлично. Но ремонт не был выполнен до конца. Проект предусматривал два этапа капремонта моста. Первая очередь – проезжая часть и железобетонная плита, а вторая очередь – тротуар.

октябрьский мост уваров 3.jpg

Фото Аркадия Уварова

Но до второй очереди дело не дошло. В итоге - тротуары обводнены. Повреждения, возникающие в результате обводнения, тогда не отразились на несущей способности конструкций моста, но постепенно снижают их долговечность. При попеременном замораживании в обводненном состоянии начинаются морозное разрушение, выщелачивание, деградация бетона, коррозия арматуры, и сокращается срок эксплуатации всего сооружения в целом. Гораздо дешевле предупредить появление какого-либо повреждения, чем его потом устранять.

октябрьский мост уваров 4.jpg

Фото Аркадия Уварова

В 2007-м у части металлических элементов моста был разрушен слой краски и начинался процесс коррозии металла. Скорость поверхностной коррозии составляет 0,1-0,2 мм, и если не защищать окраской  конструкцию, то она достаточно быстро может прийти в негодность.

Процесс накопления дефектов моста продолжается, пусть и не быстро. Уже в тогда в 2007 году было ясно, что необходимо продолжать работы по капитальному ремонту моста. Текущим содержанием мост в нормальном состоянии не удержать.

Все мосты нуждаются в периодическом капитальном ремонте – это мировая практика. Еще раз повторю, что Октябрьского моста в 1995-м так и не завершили.

- Если все же начнется ремонт моста, то его закроют полностью или будут закрывать полосы поочередно, оставляя место для проезда транспорта?

- Все зависит от того, в каком он сейчас состоянии. Необходимо провести предпроектное обследование. Практика ремонта мостов показывает, что можно выполнять работы частично, закрывая проезд по мосту или полностью. При частичном закрытии проезда срок выполнения ремонта будет как минимум вдвое, возможно, и втрое больше по сравнению с полным закрытием. А если мост перекрыть полностью, то ремонтные работы будут выполнены значительно быстрее.

- Как ремонт Октябрьского моста отразится на транспортных потоках?   

- Многие смотрят упрощенно на то, как происходит перераспределение потоков движения между мостами при закрытии одного из них. А этот вопрос не так прост, как кажется с первого взгляда. Если для наглядности составить график пропускной способности моста от количества автомобилей, которые хотят по нему проехать, то мы увидим, что при возрастающем транспортном потоке количество машин достигает максимального значения, а потом резко падает - они начинают друг другу мешать, возникает «пробка» и движение по мосту вообще прекратится.

октябрьский мост уваров.jpg

Фото Аркадия Уварова

Поэтому, когда мы начинаем говорить о том, что мост закроем, предположим, полностью, и тогда по нему будет проходить максимально возможное количество автомобилей, то, скорее всего, мы ошибаемся. А максимальная пропускная способность будет именно при частичном закрытии Октябрьского моста.

- Значит, целесообразнее закрыть на ремонт половину моста, а не весь мост?

- Безусловно, потому что хоть какое-то количество машин сможет проехать по ремонтируемому мосту. И вероятность того, что мосты попадут на максимальные режимы транспортной нагрузки, будет снижена. Это, конечно, предварительная оценка. Существующие транспортные модели Новосибирска позволяют получить точный и достоверный ответ на этот вопрос.

- К слову, а в каком состоянии сейчас находится Дмитровский мост, ведь ему в 2018 году исполнится 40 лет со дня сдачи в эксплуатацию?                    

- Этот мост был сдан в эксплуатацию к ноябрьским праздникам 1978 года. И с той поры, насколько я знаю, его ни разу не обследовали специализированные организации. Нормативные документы в явном виде не регламентируют срок службы мостов, но считается, что мосты рассчитывают на сто лет эксплуатации. Я не исключаю, что Дмитровский мост, также как и Октябрьский, нуждается в ремонте. Уверен, что если выполнить обследование этого моста, то наверняка будут выявлены повреждения, возникшие в процессе его эксплуатации.

- Значит, новый мостовой переход городу необходим?

- По всем параметрам, уже сейчас городу необходимо семь мостовых переходов. Это соотносится с генеральным планом развития города, где определены семь створов для их строительства.           

Комментарии
  • fotovasia
    08:33:30 05.09.2016
    В 1971г парторг вещал что создается мостоотряд который до 2000г построит десять мостов
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать