Мифы Новосибирска: пролет реактивного самолета под мостом

Мифы Новосибирска: пролет реактивного самолета под мостом
Некоторые новосибирцы поверили, что этот снимок настоящий, в то время как это всего лишь фотоколлаж. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Летчик Валентин Привалов на реактивном истребителе МиГ-17 проскочил под Октябрьским мостом Новосибирска. Это случилось в июне 1965 года. И хотя история эта правдива, но все же окутана кучей мифов, а снимок самолета, вылетающего из-под моста,  — фотоколлаж. Известный краевед Константин Голодяев развенчивает все мифы для VN.ru.

Наверное, нет в Новосибирске человека, который не слышал бы о пролете реактивного самолета МиГ-17 под нашим Коммунальным мостом. Этот поступок у разных людей вызывает разные чувства. Одни считают нашего «сибирского Чкалова» героем, другие –хулиганом. Да и сам тогдашний министр обороны СССР маршал Родион Яковлевич Малиновский простил летчика, приказав не наказывать его, а «дать отдохнуть». Даже из коммунистической партии не стали исключать. Он, конечно, авиахулиган, но ведь нашенский!

Фотоколлаж по заказу

И хотя история эта абсолютно правдива, она уже окутана кучей мифов. Помог этому и знаменитый фотоколлаж, показывающий сам момент пролета. Но ведь в 1965 году не было в каждой руке ни мобильных телефонов с камерами, ни «моментальных» фотоаппаратов, специально в засаде никто не сидел и не поджидал. Данную «фотографию» сделал по заказу музея Новосибирска его дизайнер Евгений Социховский. Причем намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолета относительно моста сильно увеличены, а угол полета предполагает чуть ли не его выныривание из воды. Да и набережная тогда еще не была построена.

Тем не менее, одни в фотографию поверили, а у других, более внимательных, коллаж сразу вызвал ощущение неправды и создания очередного мифа. Но это реальный случай, в отличие от пролета самого Чкалова, якобы выдуманного для фильма «Валерий Чкалов». Во всяком случае в личном деле аса такого случая не зафиксировано. Но вот во время съемок фильма летчик Евгений Борисенко действительно сделал шесть дублей пролета под Троицким мостом в Ленинграде на гидросамолете Ш-2.

Трамвай №13 и летчики под мостами 

Но оставим спор про Чкалова петербуржцам. А наш случай был даже зафиксирован советской (!) прессой. У нас же в городе две главные легенды: мстящий автомобилям трамвай №13 и летчики под мостами. В августе 1965 года всесоюзная газета «Известия» в статье «Украли трамвай» пишет: «Случай в трамвайном парке здорово задел самолюбие новосибирских авиаторов. «Чем мы хуже трамвайщиков!» — воскликнули они. И вскоре в один из жарких дней…» – ну и далее по тексту…

Капитан ВВС Привалов тоже уже оброс легендами. Во-первых, он не совсем наш. Его часть дислоцировалась в городе Канске Красноярского края, а в Новосибирске он был в командировке. Есть также некоторая путаница в дате полета – называются и 3, и 4, и 14 июня. Версия про покорение девушки на пляже (или на мосту) тоже романтична.

Но главное – мы до сих пор считаем этот пролет под мостом на реактивном самолете единственным в мире и до сих пор не повторенным. Так думал и я, так и другим рассказывал. Но вот с помощью далекого заокеанского друга Миши Юданина в конце 1980-х еще жившего в Новосибирске, удалось выяснить, что за границей, оказывается, тоже есть жизнь, и там тоже есть «безбашенные» летчики.

И первый пролет на реактивном самолете был совершен за 6 лет до нашего, еще 24 апреля 1959 года. Правда, это был не истребитель, а реактивный бомбардировщик. Этот хулиганский пролет совершил успешный, опытный летчик американских ВВС 39-летний капитан Джон С. Лаппо (John S. Lappo). И произошло это в Мичигане, под висячим мостом Маккинак. Лаппо тоже готовился. По его словам, он предполагал пролететь под мостом Золотые ворота в Сан-Франциско, но подвернулся другой.

Mackinac_Bridge.jpg

Мост Маккинак. Фото автора abarndweller с commons.wikimedia.org

Ранним утром, также возвращаясь на базу после выполнения учебного задания, над озером Мичиган Лаппо снизился до высоты 23 метров и проскользнул на разведывательном бомбардировщике RB-47E Stratojet под новеньким мостом Маккинак. От воды и пролета моста 60-тонный самолет отделяло по паре десятков метров.

Командир экипажа был отдан под военный трибунал. Но прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы – 28 боевых вылетов в Корее на бомбардировщике В-29, четыре боевые награды, «Летный крест» за несколько разведрейсов над территорией СССР. Суд объявил Лаппо выговор и присудил денежный штраф. Тогда же всем американским самолетам было запрещено опускаться ниже 500 футов (153 м). Джон Лаппо также удостоился личной благодарности 1-го замначальника штаба ВВС Кертиса Ле-Мея: «Мне жаль, что у меня нет эскадрильи таких летчиков, как вы», но за штурвал военного самолета авиахулиган сесть уже не смог, хотя и прослужил в ВВС еще 13 лет, уйдя на пенсию в звании подполковника. 

Длина основного пролета моста Маккинак — 1158 м, просвет от проезжей части до воды – 50 метров. Ширина пролета Коммунального моста в Новосибирске – 127 метров, высота – 30 метров. Согласитесь, что игольное ушко вдесятеро меньше.

Но у бомбардировщика почти в четыре  раза больше размах крыльев — 35,4 метра против 9,83 МиГовских. Почти на 100 км выше скорость сваливания —308 км/ч против наших 220-230. То есть лететь он должен быстрее, либо упадет, хотя крейсерная скорость, конечно, в проигрыше. Но кто ж на крейсерной да под мостами! 

«Тонкий» английский юмор 

Другой пролет реактивного самолета произошел уже после нашего в самом сердце старой, доброй Англии. После полудня 5 апреля 1968 года летчик Королевских ВВС, командир полка 1-й эскадрильи 32-летний Алан Поллок (Alan Pollock) на истребителе Hawker Hunter FGA.9 на скорости 300 миль в час (483 км/ч) пролетел под верхней частью Тауэрского моста. Перед этим он отделился от возглавляемой группы самолетов, ушел в сторону Лондона, с громовым ревом трижды облетел здание Парламента и покружил над мемориалом Королевских ВВС на набережной Виктории. Летчик сделал это в знак протеста на решение лейбористского правительства не проводить над Лондоном воздушный парад в честь пятидесятилетней годовщины ВВС.

LondonTowerBridge.jpg

Тауэрский мост. Фото автора Mistermoe с commons.wikimedia.org

Ширина Тауэрского моста меньше Коммунального в Новосибирске более чем в два раза – 61 метр, а высота верхней галереи над основным мостом – 42 метра. Не остановила пилота и то, что по мосту двигался двухэтажный автобус, шли пешеходы.

После приземления Поллок был арестован, а затем, несмотря на поддержку коллег, был уволен из ВВС по состоянию здоровья без права апелляции, что позволило ему избежать военного суда.

Для наглядности я свел самые интересующие нас характеристики самолетов и мостов в таблицы.

таблица.jpg

Конечно, условия полета зависят и от многих иных условий (ветер, реальная масса самолета, мастерство летчика). Но, как ни крути, риск огромен во всех случаях — небольшое движение штурвала — и ты в опоре моста или в воде, а в нашем случае надо еще грамотно подняться, ведь впереди, через 950 метров, следующее препятствие – железнодорожный мост через Обь.

Надо сказать, что все три летчика в той или иной мере готовились. Англичанин предварительно даже составил карту своего полета над Лондоном. Все трое гордятся своим поступком и красочно его описывают. Но каково было простым людям, находившимся в момент героического пролета на мостах. Не успели понять? Возможно. Пресс-секретарь столичной полиции Лондона в 1968 году подытожил: «Мы не рассматриваем это как шутку, это могло иметь серьезные последствия. На мосту были пешеходы и транспортные средства». Сухо и трезво.

Читайте также: Самолет протаранил жилой дом в Новосибирске: рассказ очевидца

Достопримечательности Новосибирска: история оперного театра

Достопримечательности Новосибирска: Михайловская набережная

Комментарии (3)
  • Nikolay
    10:03:53 19.06.2018
    "Мы не рассматриваем это как шутку, это могло иметь серьезные последствия. На мосту были пешеходы и транспортные средства». Сухо и трезво."  Оно ,конечно так ,но Чёрт побери!!!
    • ВВФ
      10:56:37 03.07.2018
      Про новосибирский случай-забыли упомянуть одну деталь: пролетев под одним мостом,надо было успеть набрать высоту для пролёта над рядом стоящим ЖД мостом.
         В ответ Nikolay: как бывший военный летчик заявляю что "воздушное хулиганство"- единственный способ реально подготовиться к действиям в боевых условиях,тк все КБП (курс боевой подготовки) составлены по принципу "не дай Бог!"
        
  • alex
    10:57:04 03.07.2018
    Какой линейкой измеряли высоту моста? Насколько я помню, на судоходном пролете стоял знак 15м. Многим судам приходилось рубить мачты, при прохождении под мостом. Хотя надо признать, что в 1965 году мост был несколько ниже, чем сейчас. А тот полет я видел собственными глазами и не скажу, что он вызвал какой-то особенный ажиотаж. Его видели только те, кто как и я случайно смотрел в сторону моста. Запомнилось то, что звука двигателя не было слышно, пока самолет не вылетел из-под моста. Мне было 12 лет, особого впечатления тогда не произвело (Чкалов когда на фанерной коробке летал, а тут реактивный истребитель, сверхзвуковой, делов-то)
Комментировать
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент