Легендарной «копейке» исполнилось 50 лет

На улицах Новосибирска «копейка» и ее наследники с конвейера ВАЗ были самыми популярными автомобилями. Фото из открытых источников.
Всего полвека назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автозавода в Тольятти сошли первые автомобили ВАЗ-2101. Кинохроника свидетельствует – на улицах Новосибирска «копейка» и ее наследники с конвейера ВАЗ были самыми популярными автомобилями в 70-х и 80-х годах прошлого века. Публикуется повторно в рубрике «Лучшие материалы VN.RU 2020».

Автомобиль создан на основе модели Fiat-124. Первые экземпляры советского автомобиля собиралась из итальянских комплектующих (и были в особом почете у советских автовладельцев - прим. ред). Однако конструкторы ВАЗа уверены – конструкция «копейки» отличалась от «прародителя» большей надежностью и выносливостью. Якобы даже мотор советской версии машины был более прогрессивной конструкции, нежели у Fiat.

Заднеприводный седан ВАЗ-2101 стал самой массовой моделью не только автозавода, но и всего отечественного автопрома.

Ровно 50 лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера ВАЗ сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. С 1970 по 1988 годы выпущено около 4,8 миллиона экземпляров, если считать все модификации ВАЗ-21011 и 21013.

Эксперты рынка считают, что «копейка» сформировала в СССР понятие «массовый автомобиль»: завод в Тольятти стал единственным в Союзе, способным выпустить 660 000 автомобилей в год. За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу вручена международная премия «Золотой Меркурий». 

На базе ВАЗ-2101 создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ (на доработанной платформе заднеприводной «копейки» с линейкой моторов 1,2 и 1,3 л. с 4-ступенчатой МКПП), которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.

Автомобиль создан на основе модели Fiat-124. Фото из открытых источников.

Серийный выпуск ВАЗ-2101 прекратился в 1988 году,

в 2000 году модель признана «лучшим отечественным автомобилем XX века.

Фото Виктора Боровских.

Модификации ВАЗ-2101 уже вошли в категорию «ретро». В прошлом году на площади перед оперным театром проходила выставка ретро-автомобилей участников седьмого ралли «Пекин-Париж». В числе участников ралли был и российский экипаж — Александр Говор и Максим Отмахов на ВАЗ-2103 эпохи СССР.

 Иркутск. Вид на Байкальскую улицу. Фото Эдгара Брюханенко/ТАСС.

Автопробег Пекин-Париж припарковался у оперного 

115 раритетных авто сделали остановку в Новосибирске 

Восстановление вазовской «классики» – не только хобби, но и бизнес. На специализированных ресурсах регулярно выставляются на продажу отреставрированные «Жигули», цены – от 500 тыс. до 1 млн рублей. Хорошие экземпляры «уходят» за несколько дней, а самые лучшие даже не попадают в открытую продажу и отправляются в коллекции по всей Европе, пополняя банковский счет предыдущих владельцев десятками тысяч долларов.

«Самыми ценными у коллекционеров считаются машины первого года выпуска модели. В случае с ВАЗом это особенно актуально, потому что первые автомобили всегда имели максимальное оснащение и какие-то особые детали интерьера, которые буквально через год-два исчезали из машин, зачастую с целью упрощения производства. В 70-е в СССР культивировался тезис «экономика должна быть экономной», поэтому многие фишки «выпиливались» для удешевления. Например,

у «единички» довольно быстро убрали хромированные ободки между фарами и решеткой радиатора, макияжное зеркальце в козырьке справа,

– рассказывает руководитель клуба LADA History Сергей Диогрик. 

Волжский автомобильный завод, 1971 год. Фото: ИТАР-ТАСС.

Для новосибирских мастеров из СТО «Гараж54» «копейка» и ее наследники из «классики» - главные жертвы различного рода экспериментов в жанре экстремального тюнига. Например, мастера автосервиса воткнули гигантский мотор от мощного грузовика ЗИЛ-131 в маленькие «Жигули». Двигатель удалось завести, хоть и не с первого раза. Комментаторы в соцсетях предлагали назвать эту эпохальную акцию «Русский Мустанг: Начало». 

Мастера СТО «Гараж 54» также создали «автопосыпалку» - из бака через трубку подавать песок перед колесом прямо во время езды. В качестве «подопытного» автомобиля решили использовать ВАЗ-2107. 

В 2002 году известный российский режиссер Иван Дыховичный снял про ВАЗ-2101 фильм под названием «Копейка». Это гротескная история последнего двадцатилетия жизни СССР, поданная через призму истории первого экземпляра автомобиля, сошедшего в 1970 году с конвейера ВАЗ.

«Копейки» до сих пор можно встретить на улицах Новосибирска. А в области есть немало отлично сохранившихся экземпляров ВАЗ-2101, которые бережно эксплуатируют любящие свои машины автовладельцы. «Копейку» можно купить хоть сейчас – достаточно зайти на сайты бесплатных объявлений в Новосибирске.

Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент