Экономические вызовы ставят довольно сложную задачу перед главными распорядителями бюджетных средств. Суть ее в том, что необходимо достичь оптимального баланса между текущими потребностями жителей региона и предпринимательского сообщества. Обе стороны остро нуждаются в государственных преференциях.
На каких основах базируется принятие решений в областном министерстве финансов?
Максимально возможный эффект Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее — министерство) непосредственно в выборе форм государственной поддержки реального сектора экономики (под которым в данном случае понимается совокупность отраслей промышленности, малого бизнеса и сельского хозяйства) не участвует. Вместе с тем оказывает влияние на проводимую в этой сфере политику, обеспечивая реализуемость и объективность принимаемых решений с точки зрения возможностей областного бюджета, а также последующей налоговой отдачи. Основная цель — при минимальном бюджете достичь баланса в применяемых мерах стимулирования развития действующих и внедрения новых направлений деятельности предприятий, получив в перспективе гарантированный источник пополнения доходной базы бюджета. Роль государственной поддержки в этом случае — стимулирование к вовлечению в оборот собственных средств хозяйствующих субъектов и привлекаемых кредитных ресурсов для развития производств.
Два блока господдержки Всю государственную поддержку условно разделяют на два блока — финансовый и нефинансовый. К финансовым видам относятся налоговые льготы, специальные налоговые режимы, льготы по аренде земельных участков, прямые субсидии из бюджета; к нефинансовым — организационная и инфраструктурная помощь.
Инвестпроекты, получившие господдержку, обеспечивают население рабочими местами и гарантированным заработком. Фото Аркадия Уварова
В качестве инструментария министерством применяется контроль за обоснованностью включаемых в состав расходов бюджета ассигнований, финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов по предоставлению мер государственной поддержки, участие в оценке регулирующего воздействия принимаемых документов в данной сфере на областном и федеральном уровне, формирование законодательной инициативы.
Меры организационного содержания наиболее востребованы на сегодняшний день при наличии бюджетных ограничений.
Информационная, маркетинговая поддержка, эффективное использование государственного имущества, структурирование по-новому мер государственной поддержки с учетом реально существующих потребностей, расстановка приоритетов в развитии отдельно взятых отраслей, с учетом получения максимально возможного эффекта от используемых государственных ресурсов, — вот далеко не полный перечень подходов, реализуемых министерством.
В непростых экономических условиях Новосибирская область старается принять максимально возможные меры для сохранения накопленного потенциала доходной части бюджета и его развития.
Факт Численность работников, занятых в малом бизнесе, на конец 2015 года составила 164,4 тысячи человек, общий годовой оборот продукции и услуг — 156,4 миллиарда рублей (в пересчете на одного работника — 951 тысяча рублей объема продукции и услуг в год).
Есть точки роста Каковы результаты государственного участия в развитии реального сектора?
Это лидирующие позиции Новосибирской области по численности работников, занятых в малом бизнесе. На конец 2015 года указанный показатель составил 164,4 тысячи человек, общий годовой оборот продукции и услуг — 156,4 миллиарда рублей (в пересчете на одного работника — 951 тысяча рублей объема продукции и услуг в год).
Дополнительный приток инвестиций в основной капитал предприятий — в среднем 156,5 миллиарда рублей в год.
Стабильно с участием федерального бюджета ежегодно порядка 4 процентов от общего объема бюджетных расходов, или 4 миллиарда рублей, направляется на развитие аграрного сектора экономики.
Создана инфраструктура для развития научного и инновационного потенциала и решения задач опережающего развития территории в виде технопарков — Промышленно-логистического парка, Биотехнопарка, Технопарка новосибирского Академгородка; инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в виде бизнес-инкубаторов, центра прототипирования, а также институтов облегчения доступа хозяйствующих субъектов к кредитным ресурсам — гарантийного фонда и фонда микрофинансирования. Увеличиваются налоговые поступления, при этом снижается потребность в наращивании расходов на реальный сектор экономики, поскольку инфраструктура уже создана и действует в соответствии с заложенными при ее формировании целями и задачами.
Цифра С участием федерального бюджета ежегодно порядка 4 процентов от общего объема бюджетных расходов, или 4 миллиарда рублей, направляется на развитие аграрного сектора экономики.
Факторы, на которых базируется принятие решений по регулированию мер господдержки - Сохранение расходов бюджета на государственную поддержку реального сектора экономики. Под сохранением понимается неуменьшение бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущими годами для обеспечения преемственности мер государственной поддержки, а также недопущение необоснованного роста расходов, не имеющих под собой реального источника финансового обеспечения. Задача покрытия потребности в средствах решается перераспределением имеющихся бюджетных ресурсов в пользу тех направлений, которые наиболее актуальны именно сейчас.
- Привлечение дополнительных финансовых источников для развития региона. Это и ресурсы из федерального центра, и кредитные ресурсы, и вовлекаемые в оборот собственные средства предприятий и организаций. Задача реализуется через расстановку акцентов в принятии решений в пользу мер государственной поддержки, стимулирующих приток дополнительных денежных средств, финансирование капиталоемких проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
- Обеспечение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, особенно градообразующих, в условиях кризисных явлений. Задача наиболее актуальна, поскольку они являются кровеносной системой бюджетных доходов и решают ряд социальных задач, связанных с занятостью населения, снижая уровень безработицы и сокращая социальную напряженность.
- Обеспечение рынка потребительских товаров и услуг продукцией местных производителей по приемлемым ценам и качеству, продовольственная безопасность территории. Это также приоритетное направление, поскольку снижение платежеспособного спроса, реальных доходов населения в линейке событий ведет к снижению доходов от товарооборота продукции и к потребности выделения дополнительных пособий из бюджета, обеспечивающих социальные гарантии.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №31 от 3 августа 2016 года