В опросе согласились участвовать известные мастера, работающие в статусных СМИ, возглавляющие студии и фотошколы, титулованные лауреаты конкурсов и авторы персональных выставок, авторы снимков, популярных в сети далеко за пределами Новосибирска. В качестве «визитной карточки» каждый фотограф предоставил одну из своих работ.
Евгений Иванов (председатель новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России)
Из фотографов старшего поколения назвал бы имя Андрея Ивановича Лашкова, из современных авторов среднего поколения - Александр Копалов, Владимир Дубровский, Константин Ощепков, Андрей Шапран и Эдуард Левен. Из молодых - Виктор Боровских, Антон Уницын и Янина Болдырева.
Неизменной в профессии остается заряженность на попытку понять, что же такое жизнь. Фотография как инструмент способна на такие вопросы давать ответ. В хорошей фотографии именно это и остается. Люди, которые это понимают, не просто нажимают кнопки, а пытаются докопаться до серьезных вещей.
Фото Евгения Иванова
Неизменным остается талант - он либо есть, либо его нет. Это как слух музыкальный. Изображение может сделать каждый.
Вот мы с вами русским языком владеем и можем даже стихотворение написать. Но одно дело - Пушкин, а другое дело - Лягушкин.
Владимир Дубровский
Из молодых фотографов мне нравятся работы Виктора Боровских, Антона Уницына, Александра Лукина. Я говорю о молодых коллегах, о тех, кто работает в стилистике «живой» фотографии, которая когда-то звалась документальной или фотожурналистикой. Но фотография многолика, я могу не знать интересных мастеров, работающих в иных жанрах современной фотографии: арт-фотографии, fashion-фотографии - это не моя сфера компетенции.
Фото Владимира Дубровского
Фотографию очень изменили цифровые технологии. Доступность и массовость сильно упростили фотографию, заметно ударили по профессии материально. Фотожурналистика сегодня вынуждена искать свое место в быстро меняющемся мире цифровых СМИ (о бумажных уже неприлично говорить). Но фотография, слава Богу, остается неизменным средством выразить свой взгляд на человека, мир, событие. Сокровенный момент нажатия на кнопочку всегда неповторим при работе с людьми, даже в иных жанрах: будь это постановочный натюрморт или студийный портрет.
Антон Уницын
Фотография плохо поддается сравнению. Восприятие субъективно, различны ценностные подходы. Поэтому говорить о лучших я бы не стал, главное, что в Новосибирске множество талантливых фотографов самых разных направлений: Евгений Иванов, Андрей Шапран, Роман Шаленкин, Александр Кряжев.
Фотография сейчас переживает бум доступности. Все проще создавать снимки, все большему кругу лиц доступны мощнейшие творческие инструменты. Телефоны научились создавать вполне состоявшиеся технически изображения, и в принципе, с творческой точки зрения, сегодня уже не так важно, какая камера у вас в руках.
Фото Антона Уницына
В этой атмосфере технической легкости становятся ценными как никогда уникальный творческий взгляд, неординарное прочтение сюжета. Так как это один из самых глубоких способов выразить себя через снимок.
Павел Мирошников
Александр Копалов, Владимир Дубровский, Евгений Иванов, Андрей Пашис, Лев Макаршин, Андрей Лашков, Константин Ощепков, Слава Степанов, Александр Кряжев. И это я не всех назвал - хороших фотографов много. Недавно открыл для себя Ольгу Шпак.
Революцию в фотографии произвели мобильные телефоны.
Раньше человек с фотоаппаратом пытался продумать и оценить снятое. Сейчас фотокамера в мобильном телефоне сильно упрощает работу и украшает снимки людям, которые снимать не умеют. Любой, кто хочет заниматься фотографией серьезно, должен перебороть в себе эту волну «мобилографии», выработать свой взгляд на мир.
Фото Павла Мирошникова
Когда у человека есть свой взгляд на мир – чем бы он ни снимал – он всегда будет стараться делать открытие для себя и для людей.
Виктор Боровских
Владимир Дубровский, Александр Кряжев, Евгений Иванов, Андрей Шапран.
Фотография уходит в концептуализм. У современного поколения новых авторов фотографии в форме концепта. Им не нужно уметь хорошо снимать, главное - мыслить проектно. Даже точка зрения фотографа изменилась. Фотограф исчез из кадра: он может поставить камеру, уйти - и все. Она сама сфотографирует. Ничего больше в фотографии не осталась. Только техника для съемки. Просто фотография в современном мире уже не так востребована. Сейчас, к сожалению, все ведет к тому, что мгновение становится все меньше и меньше востребовано.
Фото Виктора Боровских
Мне от этого очень грустно. Когда я пришел в фотографию, меня привлекал тот самый решающий момент, мгновение. Здесь и сейчас я видел это чудо и мог остановить время. Возможно, через какое-то время концептуальный подход к фотографии пройдет и вернется именно решающее мгновение.
Александр Ощепков
Из коллег-новостников выделю Ростислава Нетисова, Кирилла Кухмаря, Александра Кряжева, а еще ударившихся в коммерцию Ильнара Салахиева и Виталия Волобуева. После съемки в одном месте с Кириллом и Сашей часто корю себя «Почему же я сам не снял?!». После просмотра прекрасных семейных портретов от Ильнара и Виталия понимаю, что мне к этому еще идти и идти.
Фотография очень сильно ушла в сторону мобильной, ведь прекрасный фотоаппарат всегда лежит у тебя в кармане. Не надо носить тяжелую зеркалку, да еще и кучу объективов. Новости стали оперативнее, ведь сфотографировать на телефон и запостить снимок в социальных сетях – дело десяти секунд. Большой прорыв в последние годы - это появление различных дронов с камерами.
Фото Александра Ощепкова
И все равно, человек с камерой, неважно – смартфоном или огромной зеркалкой, ради хорошего кадра пройдет через грязь, сугробы, палящее солнце, и снимет тот самый, лучший свой кадр.
Александр Козлов
Я назвал бы Игоря Парфенова, Андрея Ската и Бориса Маслакова.
Фотография стала быстрой, «инстаграмовой». Она перестала быть монументальной. Это не хорошо и не плохо, это тенденция. Все делается сразу на месте, тут же все выкладывается и теряет актуальность через пару дней.
Нет времени сидеть и наслаждаться каждым произведением.
Фото Александра Козлова
Два дня прошло – снимай новое. Важным остается увидеть сущность человека. Техническая сторона в фотографии стала практически не важна. Красивое фото можно снять и телефоном, а вот ухватить эмоцию, суть, момент – это не каждый может, и это бесценно во все времена, чем бы ты ни снимал. Хороший фотограф не перестанет снимать, пока не найдет в человеке грань, которой можно восхититься.
Анна Маслова
Интересных фотографов в Новосибирске много, всех просто не перечислить. Назову Анну Гражданкину, Владимира Дубровского, Евгения Иванова, Константина Ощепкова, Антона Уницына, из ярких еще – Вадим Махоров и Анна Гис.
Фото Анны Масловой
Фотография стала доступна, и это здорово, в ней появилось много стилей. При этом рынок, конечно, трясет, и уже долгое время. Порог вхождения на него достаточно низок – можно купить камеру за 35 тысяч и начинать брать заказы. Но не все так просто, как кажется, у человека, когда он заходит на этот путь, может возникнуть масса проблем. Бывает, уже через год он понимает, что не может снимать, потому что, например, он не любит людей. Фотография – это искусство, это тяжелая работа, которую надо очень любить. Это то, что остается неизменным.
Константин Ощепков
Сергей Кристев и Александр Козлов снимают добротный, классный гламур.
Богиню можно сделать из абсолютно любой девушки.
Фото Константина Ощепкова
Массовая цифровизация и телефонизации привели к легкомысленному отношению к фотографии. Самое главное, что меня удручает, это то, что фотографии перестали печатать на бумаге. А все фотоальбомы хранятся в телефонах и срок жизни им - год. Если вы сфотографировали вашего ребенка, то до его школьного возраста снимки не доживут. Телефон сломается, полетит диск, и так далее. Тем более, внуки этого ребенка совершенно не будут знать, как выглядел их дед. Повторяется ровно та же ситуация, какой она была в относительно недавнее время. Я вот не знаю, как выглядел мой дед, сохранилась одна совершенно ужасная фотография. В фотоискусстве остается талант, он видим всегда, он никуда не денется. Можно обучить ремеслу, но действительно талант - с ним надо родиться.
Михаил Периков
В жанре репортажа лучшие: Александр Кряжев, Андрей Шапран, Алексей Цилер.
Фото Михаила Перикова
Заметна тенденция в репортаже - происходит слияние фото и видео за одну зарплату.
Алексей Танюшин
Трудно выделить кого-то одного, назову несколько: Александр Кряжев, Александр Ощепков, Ильнар Салахиев, Андрей Шапран, Анна Маслова, Валерий Кламм. Фотографы снимают мир как он есть, в этом талант фотографа - увидеть кадр и суметь его снять. Доступные камеры в руках непрофессионалов привели к тому, что мир заполонили фотографии а-ля реклама, однообразные клише. Фотографирование - это сложная работа, кроме наличия камеры важны эмпатия, свое уникальное видение. Когда снимаешь, работаешь качественно, сильно выкладываешься эмоционально, ведь ты фактически врываешься в чужую жизнь своим объективом.
У меня рецепт от эмоционального выгорания - не опускать руки и продолжать снимать, потому что в момент съёмки всё приходит заново.
Сколько раз коллеги назвали фотографа в числе лучших
Александр Кряжев – 6 раз, Андрей Шапран – 5, Владимир Дубровский и Евгений Иванов – 4, Антон Уницын и Константин Ощепков – 3, Андрей Лашков, Виктор Боровских, Ильнар Салахиев – 2, Александр Копалов - 2.
По одному разу были названы: Александр Ощепков, Кирилл Кухмарь, Эдуард Левен, Андрей Пашис, Лев Макаршин, Алексей Цилер, Александр Лукин, Слава Степанов, Вадим Махоров, Анна Гис, Анна Маслова, Валерий Кламм, Сергей Кристев, Александр Козлов, Ольга Шпак, Янина Болдырева, Роман Шаленкин, Ростислав Нетисов, Кирилл Волобуев, Игорь Парфенов, Андрей Скат, Борис Маслаков, Анна Гражданкина.
Сожалеем, что Александр Кряжев и Андрей Шапран отказались принять участие в нашем опросе.
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».