В этом году исполнилось 40 лет с тех пор, как самолет Ту-104 приземлился на бердском аэродроме, здесь он нашел свою последнюю обитель. За годы вынужденной стоянки «тушка» превратилась в надгробие самой себе: долгое время самолет был открыт, поэтому все, что можно снять и вытащить, украдено, а внутренности превратились в сарай. Таким его и нашла Мария Карманова в 2009 году.
– Я приехала в Бердск посмотреть на самолет. Как ни странно, меня сразу пустили внутрь – тогда он уже был закрыт на замок. Посидела в креслах — мне было очень интересно, что я попала в кабину настоящего самолета, но вместе с тем было очень грустно оттого, что он был в таком запущенном состоянии. Через некоторое время я вернулась и сообщила о своем намерении восстановить этот самолет. Работники аэроклуба были очень удивлены. Тем не менее, уже на протяжении многих лет руководство клуба меня поддерживает, - рассказала корреспонденту VN.ru Мария, старший научный сотрудник Новосибирского института математики, специалист по математическому анализу.
Изначально девушке просто хотелось познакомиться с устройством самолета, но в нем на тот момент не оставалось практически ничего. Девушка изучила горы литературы, чтобы разобраться, что и где должно быть установлено, изучала руководство по летной эксплуатации самолета. Захотелось не просто сделать так, чтоб он был похож на самолет - девушка загорелась идеей воссоздать аутентичное состояние Ту-104 1958 года выпуска и «оживить» его. Девушка начала с того, что решила собрать все приборные доски. Помогал авиатехник аэроклуба Владимир Чеботников. Он же рассказал о том, какие приборы здесь были.
Нашлись и другие единомышленники, в частности, Илья Аксарин, выпускник факультета летательных аппаратов НГТУ. Сейчас Илья уехал из Новосибирска, он работает в Москве, но даже оттуда продолжает помогать Маше: раздобыл два кресла 50-х годов для салона, а также кресло второго пилота и бортрадиста. При его помощи восстановлен радиопередатчик, Илья помог найти много технической документации и частично оборудование.
Сегодня все приборные доски практически восстановлены. Установлены и бережно отреставрированы кресла пилотов и радиста. Практически воссоздан один из салонов: сейчас там красуются пассажирские кресла, которые Мария специально носила в ателье на перетяжку. К слову, десяток самолетных кресел девушка нашла в Академгородке. Для того, чтобы ножки кресел встали точно в пазы в полу, пришлось полностью разбирать крепление. В этом, а также в чистке салона, Маше помогла группа споттеров.
В салоне появились аутентичные плафоны, один из которых собран буквально из осколков. Маша воссоздала щиток бортрадиста: для этого она разыскала в интернете похожий шрифт, вымерила расположение включателей и переключателей. Макет сначала был сделан из картона – его примеряли, дорабатывали, корректировали, чтобы щиток идеально сел в нужное гнездо и каждый рычажок оказался на своем месте. Затем все было воссоздано в металле.
Читайте также:
Юбилей «Аэрокобры» Покрышкина: 1200 выстрелов в минуту
Агония бердского аэродрома: незаконная застройка вместо полетов
Справка. Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel —«Верблюд») — первый советский реактивный пассажирский самолет. В период с 1956 по 1958 годы, из-за приостановки по техническим причинам полетов британского реактивного авилайнера «Комета», Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.