На ударную комсомольскую стройку 50 лет назад отправились строители, архитекторы и проектировщики со всей страны. Новосибирцам достался сложный Бурятский участок — через вечную мерзлоту, болота и горы.
Такие разные 542 километра удалось объединить в архитектурный ансамбль. В малозаселенной местности вокзалы магистрали стали главными достопримечательностями.
«Вокзал — это визитная карточка города, а железная дорога — фасад страны. Жители Северобайкальска говорят: у нас две достопримечательности — Байкал и вокзал. Я сделал его проект так, чтобы, проезжая здесь, люди чувствовали близость Байкала», — говорит Владимир Авксентюк.
БАМ как культурный проект эпохи сейчас изучают в московском музее архитектуры имени Щусева. Нетронутые территории страны творчески осваивали представители всех республик СССР. Вокзалы новосибирца Авксентюка считают самыми яркими объектами на БАМе. Им планируют придать официальный статус памятников культуры и истории страны.
«Три вокзала, автором которых является архитектор Владимир Авксентюк (Сибгипротранс): это крупнейший вокзал в Северобайкальске, на станциях Тунгала и Постышево. Несмотря на разницу масштаба, все три здания — абсолютно столичные по своему уровню объекты. Вокзал в Северобайкальске, расположенный на берегу Байкала, — это еще и инженерный шедевр: в нем реализована самая большая для этих широт вантовая кровля. Вокзал Постышево – один из самых фотогеничных объектов БАМа, виртуозно использующий пластику складчатой кровли снаружи и внутри», — отмечают в архитектурном журнале archi.ru.
Как рассказал VN.ru Владимир Авксентюк, вокзалы БАМа проектировались с таким размахом и творческой свободой, которая не снилась современным архитекторам.
«Никаких ограничений не было. БАМ был стройкой века. Новосибирск посылал лучших строителей, везли лучшие материалы отсюда. В то время был такой лозунг — синтез искусств. Тогда десять процентов закладывали в смету на монументальные работы, поэтому были и скульптуры, и мозаики. Сейчас попробуй это предложи! Инвестору это не надо. Это были лучшие годы моей жизни, самая интересная работа», — говорит Авксентюк.
Вокзал на станции Постышево, который замыкал БАМ и отражал весь пафос великой стройки, был госпремии в области архитектуры. Как говорит Владимир Авксентюк, в список на премию включили и лучших новосибирских строителей Сибгипротранса.
Главному архитектору Бурятского участка БАМа месяцами приходилось жить на стройке, рыбачить с местными старообрядцами, курировать работу архитекторов из Прибалтики и Узбекистана.
«Они строили свои станции, а я как архитектор участка их контролировал. Считалось, что в Прибалтике самые элитные архитекторы, они поначалу смотрели немного свысока, но я спорил с ними, чтобы все садилось в единый ансамбль. Они были довольны сотрудничеством, потому что получилось очень интересно».
Стиль вокзалов БАМа определяют как советский модерн. Эти здания не потеряли актуальности и переживают вторую волну популярности. При этом сами вокзалы БАМа опустели.
«За время, пока БАМ не развивали, многие жители оттуда уехали. Вокзалы стоят, но поезд там проходит раз в сутки. Они пустые, понимаете?» — говорит архитектор.
Проект продолжения БАМа и строительства второго пути сейчас обсуждают на самом высоком уровне. Объем перевозок за 10 лет планируют увеличить со 173 до 270 млн тонн в год. Об этом Владимир Путин заявил на праздновании 50-летия с начала строительства БАМа. Вместе с продолжением стройки оживут и вокзалы БАМа, считают авторы проекта.
Стройка для народа – о 50-летии БАМа рассказал новосибирский архитектор Авксентюк
14.05.2024
Байкальский парусник, речная волна и вокзал на вечной мерзлоте — самые заметные архитектурные шедевры БАМа появились на востоке страны благодаря новосибирцам. Главный архитектор Бурятского участка БАМа новосибирец Владимир Авксентюк называет годы строительства магистрали лучшими в своей жизни: «Строили для народа, а не для инвестора».