— В текущем году планируется построить четыре новые школы в Новосибирске на 1 100 мест каждая, в Кольцово на 1 050 мест, Бердске на 1 100 мест, Маслянино на 275 мест, а также возвести пристройки к школам, — сообщил на профильной коллегии министр образования области Сергей Федорчук. — Продолжится строительство 13 детских садов на 2 330 мест.
Очевидное инфраструктурное развитие — фасад обновления системы образования, включающего государственные стандарты, инклюзивность, воспитательный процесс и подготовку самих педагогов.
Цели и задачи
В этом году местом проведения отраслевой коллегии стал малый зал Новосибирской филармонии. Здесь собрались не только руководители школ, но представители учреждений профподготовки. — Мы вообще живем по законам образования — проводим педсоветы, на которых подводим и обсуждаем итоги, ставим планы, — отметила Галина Талюкина, директор Новосибирского технического колледжа имени А. И. Покрышкина. — Поэтому все, что будет происходить сегодня, — это большой педсовет. — Мы пришли, чтобы узнать новое, познакомиться с опытом других учреждений, — сказала директор Новосибирского торгово-экономического колледжа Жанна Сафонова. Сергей Федорчук напомнил собравшимся об инициативе губернатора Андрея Травникова по созданию Стратегии развития Новосибирской области «Сибирское лидерство», рассчитанной до 2030 года. К этому времени наш регион должен достичь определенных высоких параметров, став территорией устойчивого экономического роста, привлекательной для жизни и ведения бизнеса. Образование в этом документе — одна из базовых отраслей.
Кушать безопасно, а кому и бесплатно
Сергей Федорчук рассказал собравшимся, какие качественные изменения происходят сейчас в инфраструктуре системы образования и содержании учебного процесса. Особое внимание — организации льготного и бесплатного питания школьников. В прошлом году на эти цели из областного бюджета было выделено 988,31 миллиона рублей, а в 2019 году запланировано почти 1,4 миллиарда. То есть около процента всего бюджета Новосибирской области — только на питание учеников-льготников! — В соответствии с постановлением правительства области с 1 января 2019 года повышен норматив льготного питания одного обучающегося — с 35 до 40 рублей в день, — напомнил министр. — С целью организации специализированного питания обучающихся по нашей инициативе был разработан сборник технологических карт блюд диетического питания для детей дошкольного и школьного возраста по 11 видам диет. Он утвержден приказом министерства образования Новосибирской области 7 ноября 2018 года.
Сохранять традиции и двигаться вперед
Сейчас в 847 школах региона учатся 9 289 детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе по адаптированным образовательным программам. Если такой ребенок не может посещать школу, ему создают условия для получения образования на дому. — В 2018 году нами утвержден порядок компенсации затрат на организацию обучения по основным общеобразовательным программам на дому родителям или законным представителям детей с инвалидностью, которая будет выплачиваться в случае, если школа и орган управления образованием муниципалитета по месту жительства ребенка с инвалидностью по объективным причинам не сможет организовать обучение на дому, — сказал министр. — Кроме того, в регионе развита сеть организаций, предоставляющих качественную психолого-педагогическую помощь обучающимся с ОВЗ.
С 1 сентября 2017 года в учебных заведениях Новосибирска — школе «Перспектива» и образовательном центре «Горностай», а с 1 сентября 2018 года в школе № 4 Бердска и № 82 Новосибирска реализуется проект «Ресурсные классы» для детей с расстройствами аутистического спектра. Это совместный проект министерства образования и общественных организаций «Атмосфера» и «Диада+». Успешно развивается дистанционная форма обучения детей с инвалидностью. Региональным ресурсным центром дистанционного обучения является Областной центр образования. Ежегодно около 500 человек обучаются с использованием таких технологий.
Кадровый маневр и балльный результат
Как рассказал Сергей Федорчук, по поручению губернатора в Новосибирской области будет запущен проект «Учитель для России», направленный на привлечение молодых педагогов в сельские школы. Его реализация начнется в 2020 году, поможет в этом ПАО «Сбербанк». — В дополнение к зарплате участники программы получат стипендиальную поддержку в размере 20 тысяч рублей в месяц из средств областного бюджета, — уточнил министр. Кроме того, приоритетной задачей на 2019 год и на период до 2024 года он назвал реализацию в рамках национального проекта «Образование» региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты». В 2018 году в нашем регионе увеличилось число учеников, сдавших экзамены по русскому языку, истории и географии с высоким результатом. Еще одна приятная новость: первый раз за последние три года у нас четыре стобалльника по обществознанию. Одной из главных задач Сергей Федорчук видит также обновление содержания предметной области «Технология». Теперь в школах будет больше кружков и секций технической направленности.
Осторожно, «цифровые» дети!
Ольга Андронникова, декан факультета психологии НГПУ, уверена, что пора менять подходы к работе с учениками «века Интернета». — Формирование личности сегодня сталкивается с рядом трудностей. И первая из них — новая социальная среда, возникшая в результате глобализации, информатизации и изменения культурных ценностей, — заметила Ольга Андронникова. — Изменился ребенок, изменились его психические, психофизиологические и личные особенности. Сегодня мы можем с уверенностью говорить о наличии сдвигов границ детства и периодов наступления взросления. Появились новые контексты — такие как онлайн-идентичность (личность, отраженная в сетевом профиле. — прим. автора), фейсбук-депрессия (депрессия, развивающаяся на фоне наблюдения чужой, «более яркой» жизни в социальных сетях. — прим. автора), влияние которых на ребенка еще до конца не определено. С какими проблемами сталкивается современный ребенок? Психолог назвала некоторые из них. Например, цифровое пространство стало естественной средой обитания детей и подростков, при этом снизилась их социальная компетентность, в большинстве случаев это приводит к беспомощности в решении проблем со сверстниками. Увеличилось число тревожных, панических и депрессивных расстройств. Наблюдается резкая дифференциация детей по степени развития. Из-за погруженности школьников в цифровой мир привычные технологии обучения и воспитания теперь зачастую не работают. Поэтому нужны новые подходы в обучении, которые бы учитывали особенности современного ребенка; технологии, формирующие здоровый образ жизни и ответственность за себя, а также центры помощи детям и родителям.
ЦИФРА
Бюджетные расходы по линии минобразования Новосибирской области в 2018 году составили более 33,2 миллиарда рублей, в 2019 году они превысят 33,5 миллиарда рублей.
Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №9 от 27 февраля 2019 года