«Разумно развивать»: студентов-архитекторов бросили на реновацию Академгородка

Спикеры разного толка с завидной регулярностью выступают с заявлениями, о том, что уютные дворы Верхней зоны безнадежно устарели и нуждаются в немедленной модернизации. Фото Алексея Танюшина
Академгородок не только содержательно, но и визуально может соответствовать актуальным трендам, иметь современный облик и быть комфортным. Проектные предложения по сохранению, с учетом современного функционирования, знаковых объектов научного центра Сибири и его рекреационных зон разработают преподаватели и студенты Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. Об этом корреспонденту VN.RU рассказала ректор НГУАДИ Наталья Багрова.

В июле 2020 года председатель СО РАН Валентин Пармон и ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова Наталья Багрова подписали соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности в рамках академического консорциума. Соглашение предполагает взаимную помощь в научной, образовательной, творческой сферах. Одним из направлений взаимодействия стала совместная работа по исследованию городской среды и разработке проектных предложений для сохранения в актуальном состоянии объектов Академгородка и его будущего пространственного развития: сформирован портфель заданий, более 30 объектов, включая рекреационные зоны, инфраструктуру индивидуальной мобильности, знаковые объекты.

- Наталья Викторовна, расскажите подробнее, о каких проектах идет речь? В какой степени эти разработки будут учитывать специфику Верхней зоны Академгородка, имеющей статус достопримечательного места?

- Да, подписано соглашение о сотрудничестве в научной, творческой, образовательной деятельности в рамках создания академического консорциума. В рамках этого соглашения мы, в качестве объектов исследований городской среды, тематики для курсового, дипломного проектирования, взяли территорию Академгородка. НГУАДИ, позиционируясь в качестве научно-образовательного центра, подключил к этому процессу своих профессоров - ведущих докторов наук, членов Российской академии архитектуры и строительных наук, молодых ученых и практиков, работающих в творческих мастерских при кафедрах университета. Мы привыкли подходить основательно к предпроектным исследованиям, поэтому начальный этап нашей работы посвящен тщательному изучению проектных ситуаций, своего рода, - диагностике состояния городской среды и ее соответствия потребностям городской жизни.

Наше цель – проведение серьезных исследований среды Академгородка, с тем, чтобы в режиме проектного эксперимента проверить, как будут работать те или иные предлагаемые стратегии развития этой территории. Мы посмотрим – в каком сейчас состоянии здания, как они функционируют, как соотносятся со сложившейся городской антропологией и новыми потребительскими стандартами. Насколько пространство сегодня соответствует тем реальным социальным отношениям, и тем видам активностей, которые уже присутствуют, и в дальнейшем будут развиваться на этой территории.

Мы надеемся, что наш активный познавательный интерес к этой территории передаст студентам эстафету внимательного отношения к проектируемым объектам, научит их задавать правильные вопросы, слышать, видеть, чувствовать и думать прежде, чем выносить проектное суждение об их развитии. Считаем крайне необходимым научить студентов беречь накопленное, созданное людьми до них, рационально используя и рачительно развивая. Академгородок в этом смысле – уникальная площадка для изучения, для исследования.

Еще одна задача – научить студентов работать в междисциплинарных командах, уважая экспертное мнение. Для этого мы привлекаем максимально широкий круг специалистов: социологов, демографов, городских антропологов, девелоперов, инженеров. Важно услышать всех. И, в первую очередь, – всех вольных и невольных потребителей утилитарных и эстетических качеств городской среды и ее объектов.

Мы уже успели поучаствовать в серии встреч, посвященных вопросам текущего функционирования и перспектив развития комплекса ДК «Академия» для того, чтобы выяснить позиции всех заинтересованных групп, которые сегодня пользуются самим объектом и территорией вокруг него. В начале сентября мы выходили на экскурсионный осмотр, погрузив студентов в историю создания Академгородка. Сейчас мы пытаемся выяснить содержание музейной деятельности, ведь наши современники, вспоминая молодость, свидетельствуют о живом общении с создателями Академгородка. Еще можно посоветоваться с ними: что необходимо сохранить, что нуждается в актуализации? Необходимо использовать эту возможность, в том числе, и для того, чтобы запечатлеть в памяти нынешней молодежи и передать следующим поколениям их опыт, их настрой.

Академгородок – это территория с уникальным наследием. В масштабах традиционного исторического городского строительства он был создан академиком Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым и его соратниками практически единомоментно, и тем самым явил нам неповторимую практику как специфический модернистский проект для изучения архитектурной наукой. Отгородиться от современной жизни и не пускать туда исследователей и студентов-архитекторов и градостроителей – было бы неправильно. Не исследуя Академгородок сегодня, молодежь может завтра повзрослеть, так и не поняв ценности его наследия. Если мы сейчас не выстроим коммуникацию между поколениями, мы быстрее утратим это наследие.

Необходимо, чтобы студенты могли почувствовать свою причастность к процессам, происходящим в Академгородке, почувствовать, что они нужны и востребованы. Если сейчас Академгородок будет их отгонять, то, как мы в студентах сформируем эмпатию к жителям, к среде, к наследию?

Наших профессоров очень порадовали студенты, когда проявили большую заинтересованность в этой работе. На экскурсии в Академгородок, куда пригласили магистрантов-архитекторов второго курса, начали проситься еще и первокурсники, бакалавры и студенты других специальностей. Всем было очень интересно погрузиться в эту атмосферу, узнать – чем же так примечателен Академгородок? Тем более, то среди наших студентов есть иностранцы, есть иногородние - им все это интересно.

Я считаю, что наша главная гуманитарная миссия – попытаться перебросить временной мост между поколениями: создателями, наследниками и теми, кому в будущем предстоит жить и работать в этой уникальной среде. В режиме проектного эксперимента студенты должны получить навыки работы, в том числе и с такой уникальной территорией, как Академгородок.

Говоря о дальнейших действиях, отмечу, что наши специалисты имеют опыт работы с территориями с особым статусом (преимущественно Верхняя зона имеет статус достопримечательного места «Новосибирский Академгородок», - прим. ред.). Среди процессоров есть аккредитованные эксперты по охране историко-культурного наследия. Формирование уважительного отношения будущих поколений архитекторов к культурному наследию – это наш приоритет. Факт того, что Академгородком занялись ученые-архитекторы и градостроители позволяет судить о его ценности. Ученые должны, в первую очередь, тщательно зафиксировать то состояние, в котором мы застали среду Академгородка, определить роль и место этой территории в структуре и в процессах развития Новосибирского научного центра в масштабе большого федерального проекта, обосновать «охранные грамоты» там, где они необходимы, обозначить «точки роста» там, где они возможны.

Оценивая значение «реликтовой» Верхней зоны Академгородка в концепции Новосибирского научного центра, нам предстоит ответить на вопрос: как мы распорядимся нашим наследием: будем музеефицировать, консервировать? В таком случае молодежь его неминуемо постепенно покинет, если не найдет компенсации инфраструктурным дефицитам современных видов активности. Диагноз: среда становится некомфортной, неактуальной. Уже раздаются голоса: «Город для одного поколения?!»

Надо тщательно всё взвесить и начинать сознательно выстраивать наше понимание – какой стратегии придерживаться? Консервировать, уходить, по сути, бросать, двигаясь на новые земли, выстраивая там новую инфраструктуру? Или же мы будем эту территорию бережно и разумно развивать, стараясь сохранить уникальность места, чтобы оно осталось непохожим на все другие современные города, зачастую, такие одинаковые.

- Есть сторонники идеи консервации Академгородка, немало и тех, кто считает – пора эту территорию привести к современным нормам комфортной среды.

Уже всем очевидно, что среда «повседневного Академгородка» нуждается в актуализации. Необходимо обратить внимание на то, что в отдельных средовых фрагментах присутствует наследие не только конца 50-60-70-80-х, но и 90-х годов. Академгородок XXI века заполнен рекламными конструкциями и «малобюджетными решениями» второй половины последнего десятилетия века ушедшего. Насколько уместна сегодня эта «ностальгия по 90-м»? Этот вопрос обсуждался на наших проектных сессиях. Мнение молодежи: «Академгородку уже нанесен ущерб, вопрос – какими средствами сейчас это нейтрализовать? Есть ли у нас в арсенале такие средства?»

Однозначно ясно только одно: ни в коем случае нельзя допустить депрессии и деградации этой территории.

Мы бы хотели увидеть взгляд молодых людей, которые посмотрели бы на эту непростую ситуацию со своей стороны – из будущего. Пусть это будет в режиме вариантного экспериментального проектирования.

Ученые проводят научные эксперименты, в сфере творчества эксперименты не менее важны. Не раз, другой, и третий, а многократно апробируются виртуальные модели среды, с точки зрения восприятия, функционирования, оптимизации проектных решений. У градостроителей, архитекторов и дизайнеров такие эксперименты – на бумаге, в компьютере. Прежде чем что-то строить, нужно это тщательно изучить, тщательно обсудить, запроектировать и повторить этот цикл многократно. Для этого и нужно обращаться в университет за помощью

- Расскажите подробнее работе студентов над проектами

- Практически все проекты мы создаем сегодня в технологиях «соучаствующего проектирования», где в принятии решения подразумевается активное участие всех заинтересованных сторон. Перед тем, как составить техническое задание, проводится обследование объекта, интервью, встречи с жителями, воркшопы, мастер-классы и т.п. Есть масса проверенных форматов взаимодействия с населением, проживающим на территории, вольных и невольных пользополучателей.

Например, есть резон поточнее осмыслить – что такое молодежная политика в Академгородке, в какой инфраструктуре нуждается детское творчество, детский спорт? Или в каком жилье нуждается молодой ученый, когда он сюда приезжает? Что необходимо сделать, для того, чтобы облегчить быт научного сотрудника, какая нужна система безопасных рекреационных пространств?

После проведения тщательных предпроектных исследований наступает стадия вариантного проектирования. Каждый из вариантов снова обсуждается. После чего выбирается магистральное направление, делается итоговый проект, и опять – череда финальных согласований. Все это протоколируется, используется в работе творческих мастерских при кафедрах университета и хранится в университетском Музее истории архитектуры Сибири. Таким образом, мы накапливаем избыток мысли по работе с этой территорией, чтобы в последующем, если это все начнет разрушаться (любое здание рассчитано на определенный срок), можно будет поднять весь этот массив материалов, все то, что было сделано, и выстроить свои планы с опорой на имеющиеся исследования.

- В сетевом пространстве очень много дискуссий посвящено «особой атмосфере Академгородка». Так ли ценна эта атмосфера, быть может, это просто ностальгия о собственно юности и не более того? И есть ли вообще в Верхней зоне эта атмосфера?

- Я не склонна девальвировать эти ценности. У нас говорят: если нет городской легенды, значит надо ее придумать. Если есть нечто, что поддерживает в трудной ситуации, консолидирует людей, успокаивает в минуты отчаяния, вдохновляет, когда это необходимо, если это способствует созиданию, – значит тому быть! Но если это содействует деградации, разобщению и ссорам, – это не то, чем мы будем заниматься.

Мы – исследователи и проектировщики, работающие в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. У нас свои задачи: изучать Академгородок «с чистыми руками», по возможности, непредвзято констатируя состояние среды и экспериментируя посредством виртуальных моделей и расчетов. И если наша работа рискует внести дестабилизацию, то это меня расстраивает больше всего. Мне бы хотелось, чтобы наши усилия были направлены на согласие, на позитив, на улучшение, чтобы жители Академгородка в наших проектах могли увидеть себя, свое мнение. И очень бы не хотелось, чтобы нашу команду использовали в иных целях.

Я сама живу в Академгородке. С ним связано мое детство. Считаю: Академгородок – это действительно уникальное явление, которое будет вдохновлять подвигом академика Лаврентьева еще не одно поколение. Это наследие, которое нас хранит.

Считаю, что Академгородку, как и любой среде, где живут и работают люди, необходим качественный экспертный подход.

Читайте также «Академгородок предлагают лишить охранного статуса»

Еще по теме «Гостиницу и конгресс-центр построят по проекту «Академгородок 2.0»