Размер имеет значение: мужчины выбирают маленькие авто

Коллаж Юрия Ли, фото Никиты Давыденко
Мужчины все чаще выбирают компактные автомобили. На улицах городов они удобнее и экономнее. Но в обществе автомобили принято делить на «мужские» и «женские». Психологи заверяют, что мужской мир фаллократичен. Что испытывают мужчины за рулем маленьких авто?  Какие психологические барьеры и социальные мифы приходится преодолевать водителям автомалюток, выяснили корреспонденты VN.ru.

«У меня была большая машина, кроссовер, но нет смысла ездить на такой машине по городу, удобнее на маленькой, – рассказывает 25-летний владелец Peugeot 207, менеджер среднего звена. – Перестраиваешься быстрее, и расход бензина меньше. Если что-то вдруг случилось, подтолкнуть маленькую машину легче, чем большую. Смотрят, бывает, косо прохожие, так, с юмором, будто я ничего не добился, но я внимания даже не обращаю. Я по своему желанию сел на маленькую машину, а они вообще пешеходы».

Мужчины-горожане все чаще меняют большие и мощные машины на такие модели, которые мы привыкли называть «женскими». Корреспонденты VN.ru поговорили с мужчинами, водителями автомалюток, и выяснили, почему они это делают и действительно ли им это нравится. Заметим, что большинство водителей уходили от ответа, мол, оказались в «женском» автомобильчике совершенно случайно. Однако были и те, кто пояснил свой выбор рациональными причинами.       

48-летнему Виктору, владельцу Daewoo Matiz, работающему в сфере строительства, вообще неважно, кто и что думает о его машине: «Я сам на нее заработал, я на ней и езжу. На других не смотрю – мне неинтересно, что в чужих кошельках. Мне комфортно в этой машине, я ее мою, чтобы она всегда была чистая и ухоженная, а в остальном вся эта мишура не интересна. Моя машина практичная: и в дождь, и в снег, и в жару».

При покупке автомобиля большое значение имеет и фактор сравнения с предыдущей моделью. Иван после продажи ВАЗ-2109 приобрел иномарку Toyota Platz – и очень доволен своей покупкой: «Машина не ломается, полноприводная, на механике, у нее  хорошая проходимость, экономно расходует топливо. А еще ей управляю не только я, но и моя жена».

У 24-летнего маркетолога Алексея, владельца Honda Fit, свой взгляд на ситуацию: «Пока молодые, хочется и на пляж, и на природу, девчонок покатать, перед ровесниками порисоваться. Иногда, конечно, есть желание взять родительскую машину или свою небольшую продать, обменять на что-то более молодежное. Но это все несерьезно. Задумываешься, что за ней нужен постоянный уход, следить, слушать, где что стучит, и понимаешь, что тебе это не нужно – много забот слишком. Я вот затонировался, и уже выглядит круче, чем было». 

И все-таки – насколько важен размер автомобиля для мужчины? Ведь, напоминаем, большинство мужчин, водителей «женских» моделей авто, избегали встречи с корреспондентами VN.ru, категорически отказываясь отвечать на вопрос о выборе автомобиля.

«В том факте, что некоторые мужчины стесняются своего маленького автомобиля, нет ничего удивительного. Мужчинам вообще свойственно стесняться маленького, – говорит новосибирский психоаналитик Татьяна Вознесенская. – Мужской мир фаллократичен, а значит, строгие законы размера и количества являются в нем определяющими. Мужская сила выражается в количественных величинах: у кого больше физическая сила, интеллект, власть, капитал или автомобиль. Все это атрибуты принадлежности к мужскому миру. Помимо, собственно, размеров автомобиля, есть еще показатели его технического совершенства и преимущества, например мощность и лошадиные силы. Это с одной стороны. С другой, современный субъект одержим своим телом, и автомобиль служит его продолжением, усовершенствованием. Субъект подставляет взгляду другого не только свое тело, совершенством которого он так озабочен, но и свой автомобиль. И здесь размер и технические показатели тоже имеют вес. Автомобиль выступает как некий гаджет, делающий своего владельца в глазах другого кем-то иным, улучшенным. Автопроизводители это знают, поэтому в линейке почти всех мировых марок есть крупные модели, а новые модели уже который год выходят крупнее своих предшественников».

В европейских столицах маленьких машин 90 %. Типичная автопарковка на улицах Флоренции летом 2016. Фото Дмитрия Тростникова

Растущая популярность машин класса А (и, конечно же, В) в российских мегаполисах – устоявшаяся тенденция. Об этом говорят сами участники рынка. «Мужчины во всем мире, и России в частности, стали спокойнее относиться к автомобилям малого класса, – рассказывает менеджер по маркетингу и рекламе дилерского центра BMW компании «ЭлитАвто Сибирь» Алексей  Шершнев. – Например, в премиальном сегменте особое место занимает марка MINI – эти автомобили выбирают мужчины, представители «креативного класса», люди творческих профессий, из рекламного бизнеса, которые любят выделяться и т.д. Эти мужчины выбирают автомобили MINI Cooper, соответствующие стилю их поведения – яркие авто, на которые люди обращают внимание».

По мнению Алексея Шершнева, в массовых сегментах и особенно на вторичном рынке автомобили выбирают по логике ценообразования, где все зависит от покупательской способности – отсюда причины выбора моделей машин класса А (и даже В). 

«Однако идет развитие общества, и, возможно, размер автомобиля уже не имеет такого значения как раньше, а человека больше волнует, сколько топлива потребляет машина, – поясняет Алексей Шершнев. – Растут города, растет их население, и люди чаще выбирают автомобили меньшего класса, чтобы более ловко припарковаться в центре города». 

В премиальном сегменте, где более значим престиж, картина совсем другая. Здесь за исключением марки MINI невысок спрос на автомобили класса, близкого по размерам габаритов к классу А. В приоритетах остаются модели более крупных размеров.