Учитель иностранных языков по профессии, Ирина начала интересоваться журналистикой и окончила курсы телеведущих в Новосибирске, а затем поехала в Москву с мечтой поработать на Первом канале. После продолжительных попыток попасть на стажировку и участия в многочисленных съемках нашей землячке улыбнулась удача.
Однажды после съемок программы «Пусть говорят» она подошла к продюсеру с вопросом о стажировке. Так она оказалась по ту сторону экрана – сначала в качестве стажера, а позднее – в должности младшего редактора.
Поиск тем и героев
– В первый же день моей стажировки мне показали сайты, на которых я могу искать информацию, и дали задание «пробивать» темы. В редакции «Пусть говорят» на тот момент было шесть бригад, за каждой закреплен корреспондент и оператор. Когда находили что-то интересное, писали продюсеру программы Наталье Галькович SMS-сообщение с краткой выдержкой, например, «женщина посадила своего отца на цепь». Если тема подходила, продюсер отвечала: «Пробивай». И тогда мы ходили по коридору и кричали, что эта тема забита.
Далее нужно было найти контакты главных героев. Звонили либо в полицию, либо в больницу – в зависимости от того, где случилась история. Задействовали соцсети. После того, как все контакты героев были найдены, пытались связаться с двумя конфликтующими сторонами. Когда была проведена вся работа, и герои соглашались приехать на съемки, корреспондент с оператором отправлялись в этот регион. На месте они снимали короткие сюжеты и потом уже вывозили героев.
Иногда получалось так, что редакторы сразу нескольких телеканалов пробивали одну и ту же тему, и корреспонденты встречались прямо на месте событий.
Если герои конфликтуют, например, муж и жена враждуют, тогда было необходимо, чтобы они не знали о том, что оба едут на передачу. Мы их селили в разных гостиницах, расположенных далеко друг от друга. И потом, уже в телецентре, разворачивалась целая операция. В «Останкино» коридоры очень длинные, гримерки находятся с разных сторон коридоров. Обычно у всех редакторов есть рации, и они сообщают друг другу: «Так, выводи жену, веди таким-то коридором, чтобы она не встретилась с мужем». И за кулисами они были в разных местах.
На память об «Останкино» остался пропуск. Фото предоставлено Ириной Дюкаревой
За кулисами в прямом эфире на экран транслируется все, что происходит в студии. Иногда у героя есть возможность наблюдать за происходящим, а иногда его специально выводят позже, чтобы он ни с кем не пересекся. В таком случае он ничего не знает о том, что говорили в студии до него.
Как героев убеждают приехать на ТВ
– Используются обычные человеческие уговоры. Конечно, может быть, в какой-то степени используется обман. Была история, в которой женщина посадила на цепь своего отца. Я нашла эту тему и уговорила женщину приехать. Какой смысл был в том, чтобы она ехала на телевидение? В той ситуации была глубокая трагическая подоплека. Наверняка, у ее отца был старческий маразм, а женщине нужно было уходить на работу. Часто пожилые люди, которые не в себе, могут уйти из дома и потеряться. Соответственно, женщина искала какой-то выход. И, возможно, для нее это было единственным разрешением проблемы. Ей пришлось это сделать, чтобы отец не сбегал. Конечно, это трагедия для семьи, но для журналиста главное – показать сенсацию.
Человеку мы говорили: «Вы понимаете, вас ведь могут осудить, но, если вы приедете на телевидение, вы тем самым покажете обществу свою позицию, что вам нечего бояться, что вы открыты и признаете свою вину».
С другой стороны, программа может быть полезна для героев, ведь в студию приглашаются известные люди, среди них – врачи, депутаты, психологи, психиатры. И, если у человека есть проблема, ему могут помочь. Например, если у человека ожирение, и он весит больше 150 килограммов, ему давали прямые контакты профессоров лучших клиник Москвы.
Этим редакторы и апеллируют, говоря, что свяжут участников программы с компетентными людьми, которые им помогут. Либо говорят, что своим примером герои могут помочь другим семьям.
Так выглядело рабочее место в редакции. Фото предоставлено Ириной Дюкаревой
Специально навыкам убеждения не обучали. Просто, когда ты находишься в редакции, слышишь, как работают коллеги, и перенимаешь их опыт.
Было много случаев, когда герои резко шли на отказ и просто не брали трубку. У моей коллеги была ситуация, когда герой приехал в Москву и, уже стоя за кулисами, отказался участвовать в программе. Шеф-редактору пришлось заставить его чуть ли не силой выйти в студию.
Что происходит в студии
– Звезды на тот момент к нам приходили не часто – было больше социальных тем. Большая часть экспертов приходит ради пиара. Но бывали известные люди в возрасте, которым платили гонорар. На тот момент он составлял 15-30 тысяч рублей – за то, что звезда посидит на съемках одной программы час-полтора, при этом можно было много не говорить, а просто высказать свое мнение. Эта сумма закладывалась в бюджет программы и затем передавалась в конверте.
Ирина сфотографировалась с Димой Биланом после программы, посвященной его 30-летию. Фото предоставлено Ириной Дюкаревой
Не было ни одного случая, чтобы обычному герою платили за участие в передаче. Естественно, герой приезжал в Москву бесплатно, его селили в гостиницу, обычно «3 звезды». В телецентре его бесплатно кормили. Бывало такое, что я сама ездила с героями по Москве и проводила экскурсии (это было как раз в то время, когда запускали программу на «России-1» – «Прямой эфир». Мы забирали героев пораньше, чтобы их не перехватил конкурент).
В студии есть специальный человек, который запускает волну аплодисментов. Есть люди, которые уже заранее подготовлены, чтобы быть «за» или «против». Обычно они сидят в третьем ряду. Это те, с которыми поработал редактор по гостям. Если они выкрикнули удачную фразу, ведущий подходит к ним, а если нет – то обрывает. Обычные зрители не кричат.
Среди массовки, как правило, – бабушки и студенты. Есть основная часть массовки, которой платили 100 рублей за одну съемку.
Про Андрея Малахова
– Лично я с ним практически не общалась, так как не было в том нужны, потому что редактор бригады общается с шеф-редактором, а шеф-редактор – с Андреем Малаховым. Но, естественно, я его видела, мы работали на одном этаже. Пару раз он заходил к нам в редакцию.
По моим наблюдениям, Андрей Малахов человек немного закрытый в общении с незнакомыми людьми. Например, Иван Ургант (я была на съемках «Вечернего Урганта»), всегда улыбается, когда заходит в студию, и приветствует всех зрителей. Когда же заходит в студию Малахов, все начинают аплодировать, но он продолжает изучать сценарий с серьезным лицом, не обращая на это внимания. В то же время Андрей всегда искренне общается с героями и старается им помочь.