Действие картины «Тобол» разворачивается в начале XVIII века в Петербурге и Тобольске. По сюжету Иван Демарин (Илья Маланин) – молодой офицер новой гвардии Петра I – по заданию царя отправляется в Сибирь. Здесь он встречает первую любовь, а также вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, которые охотятся за золотом.
Судя по отрывочным видео, опубликованным в соцсетях, зрителя ждет масштабное, впечатляющее кинополотно со всеми особенностями работы на «природе». Актеры «Тобола» тоже уже не раз говорили в различных интервью, что это были тяжелые, изнуряющие съемки. Режиссером картины стал Игорь Зайцев, у которого в послужном списке есть, например, сериал «Есенин» и еще «Каникулы строгого режима». Одну из главных ролей – Семена Ремезова – играет Дмитрий Назаров. А вот Петра Первого на экране воссоздает Дмитрий Дюжев. Что как бы немного… пугает.
«Тобол» – это как раз тот самый случай, когда фильм еще до своего выхода на экраны успел вызвать большой резонанс.
И в первую очередь, потому что его литературная основа (которая когда-то и планировалась писателем Алексеем Ивановым как сценарий к телесериалу) стала полумистическим романом раньше, чем обрела киножизнь.
Ленту начали снимать в марте 2017 года, при этом бюджет кинопроизводства составил около 500 млн рублей. Но еще до начала съемок в прессе появилось заявление автора сценария Алексея Иванова о том, что он убирает свое имя из титров картины из-за разногласий с режиссером.
Автор книги «Географ глобус пропил», который обозначает жанр своего романа, как «магический реализм», не считает экранную версию «Тобола» экранизацией. В одном из интервью он говорит, что сценарий был переписан режиссером и в итоге превратился в набор банальностей и штампов: личности героев исчезли без следа, логика событий утрачена, а какая-либо историчность пропала начисто. Между тем, именно обаяние слова и детальная проработка сюжета сделали роман Иванова бестселлером.
– «Тобол» Алексея Иванова – это «Война и Мир» в Сибири, – уверена председатель новосибирской Секции критики, преподаватель Новосибирского театрального института Валерия Лендова. – Два тома по 800 страниц: когда впервые увидела, подумала: «Боже, кому это все надо?!» Но начала читать и не смогла оторваться. Мы ведь ничего не знаем об истории нашей Сибири. Я думала, что в петровские времена здесь был один снег навален и бурелом какой-то: пусто, холодно и страшно… А здесь, оказывается, был такой сумасшедший котел!
И все бродили по этой Сибири, и все друг друга убивали.
И китайцы, и какие-то джунгары, шведы… Этот роман о том, как по кирпичику складывалась Сибирь: из дикости, быта язычников и камлания шаманов. Роман абсолютно мужской. Интересных женских образов почти нет, кроме одного: девчонка, которая в конце концов просто превратится в Дух тайги.
Новосибирский критик отмечает при этом крайний натурализм произведения.
– Откуда он знает, что они носили? Где у них были ремешки? Это же сколько всего изучить надо! – говорит Валерия Лендова. – А как описана тайга?! Это просто необходимо читать вслух: тайга враждебна человеку, ненавидит, не хочет его. Она вся срослась, переплелась и говорит голосами мертвых.