Люди на колясках могут лишь подняться на мост и спуститься на ту же сторону, откуда пришли – только с одной стороны работал лифт для маломобильных граждан. Так было с начала августа 2018 года.
Переходной мост через Красный проспект у автовокзала – единственный в городе, оснащенный подъемниками. В 42 миллиона рублей обошлось сооружение городу, одни лишь лифты стоили 5 миллионов. Как показала первая зима 2014-2015 годов, они оказались бесполезны.
Еще до начала строительства в 2014 году общественность города переживала, что лифты для инвалидов, мам с колясками и просто людей с тяжелыми сумками не будут работать и лишат многих возможности пересечь оживленный участок Красного проспекта. И, как оказалось, не зря. Во-первых, часы работы подъемника ограничены – с 8:00 до 21:00, чтобы попасть наверх и спуститься вниз, необходимо вызвонить рабочего, которого зачастую нет на месте.
Зимой же лифт попросту бесполезен - при минусовых температурах подъемник не работает.
И если летом у людей была хоть какая-то зыбкая надежда миновать лестничные пролеты моста, то с 8 августа шансов пересечь Красный проспект и вовсе не осталось. Один из подъемников прекратил работу.
На наш запрос департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска сообщил следующее: «Подъемные платформы для инвалидов в количестве 2 штук установлены только на надземном пешеходном переходе у автовокзала и работали до 07.08.1018 г. по договору на обслуживание специализированной организацией. С 08.08.2018 г. и до настоящего времени в работе остается только одна платформа. сложная система автоматики не позволяет силами МКУ «Гормост» исправить вторую, а возобновить работу специализированной организации не позволяет отсутствие лимитов финансирования на возобновления муниципального контракта, срок которого закончился 30.07.2018 г. В зимний период при заключении договора со специализированной организацией платформы должны работать с перерывами, которые обусловлены требованием завода-изготовителя (из-за низкой температуры наружного воздуха)».
По данным отделения Пенсионного фонда на первое октября 2018, одних лишь людей с инвалидностью в области проживает 193874 человека. Для почти сотен тысяч человек это значит, что они смогут подняться на мост и спуститься туда, откуда пришли.
«Надземный переход автоматически делает другую сторону улицы недоступной для 30% населения. Это люди, которые не могут подниматься по ступенькам в силу возраста, инвалидности, заболеваний, травм, а также люди с колясками или тяжелым грузом. Лифты для лиц с ограниченными возможностями не работали ни разу, дежурного в зеленой будке под мостом со стороны вокзала никто не видел, несмотря на указанное время работы лифта. Лифты не реагируют ни на одну из четырех кнопок вызова», - сообщают активисты движения «Искалеченный Новосибирск».
Обратимся к закону. В «Правилах благоустройства территории города Новосибирска» от 7 сентября 2017 года N 469 сообщается: «При проектировании объектов благоустройства необходимо предусматривать доступность среды города Новосибирска для маломобильных групп населения, в том числе оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению маломобильных групп населения».
Активистка общественного движения «Плюс один» Ольга Стволова сама передвигается на инвалидном кресле и ей есть, что сказать о доступности городской среды. «Автовокзал… Ох, мы судились даже за эти подъемники. Рабочий не всегда на месте и у него есть часы работы, он доступен не круглосуточно, а ведь нужен людям в разное время. По идее, он должен помогать маломобильным людям, а это мамы с колясками люди с сумками, пожилые», - перечисляет девушка.