Ледоруб, флажок, лопата – орудия железнодорожников

Ледоруб, флажок, лопата – орудия железнодорожников
Тяжелые ведра с камнями и грязью приходится относить за 50 метров от переезда. Фото Никиты Давыденко
Журналист VN.ru на один час стал дежурным по железнодорожному переезду.

Ежедневно железнодорожные пути на Бетонном переезде пересекают более ста поездов и почти 16 тысяч машин. Все, что видят проезжающие, — это серая будка с красной крышей и стоящая рядом женщина в оранжевой жилетке. О том, что от действий этой женщины во многом зависит их безопасность, задумываются не многие.

Но корреспондент VN.ru побывала в роли дежурного по переезду и поняла, что на плечи женщин, которые обычно и работают в этой профессии, ложится огромная ответственность.

Это вам не кнопочки нажимать!

Из-за большого трафика этому переезду присвоена первая категория сложности. Переезд полуавтоматический: шлагбаум сам опускается, когда поезд приближается. А вот поднимают заграждения железнодорожники, предварительно оценив ситуацию на путях. Татьяна Аверина, которая на один час передала нам свои полномочия, работает на РЖД с 1989 года, из них 3,5 года дежурит на Бетонном переезде.

переезд.jpg

Свернутый желтый флажок означает, что поезд может проезжать дальше

Все думают, что наша работа проще некуда: поднимать при помощи кнопки шлагбаумы, — говорит женщина. — Но помимо этого мы убираем прилегающую к будке территорию, ведем отчетный журнал, осуществляем связь с машинистами и другими дежурными по станции, фиксируем нарушителей правил дорожного движения. Только за утро таких лихачей набирается более десяти: чаще всего они объезжают шлагбаум по встречной на красный свет. Все их действия записывают камеры видеонаблюдения, а мы сразу передаем рапорты в ГИБДД.

Нам довелось побыть в роли дежурного всего час, а вообще же смена длится 12 часов. Присесть и передохнуть за это время почти не удается: в перерывах между поездами берем метлу и отправляемся убирать листья и грязь — переезд должен всегда быть чистым. Из кармана на путях убираем смесь камней, грязи и мусора, загружаем в ведро и относим за 50 метров от рельсов. Пара ведер — и руки начинают ныть от усталости. Татьяна улыбается: «Это еще что! Зимой приходится очищать пути от застывшего снега железным ледорубом. Вот где устаешь!»

переезд4.jpg

Безопасность превыше всего

Чистота — это хорошо, но главная задача дежурного по станции — обеспечить безопасность. Поэтому помимо яркой оранжевой жилетки нам дают свисток — сигнализировать зазевавшимся пешеходам. Бывают случаи, когда свисток бесполезен — подвыпившие граждане засыпают прямо на рельсах.

переезд2.jpg

Такие случаи бывают очень часто, — говорит Татьяна. — И мы, дежурные, должны оттащить человека с путей. Тяжело… К счастью, люди у нас в городе добрые, неравнодушные прохожие помогают. Также они помогают, когда зимой на переезде буксуют машины. Я должна освободить пути, но что я могу сделать, разве что песок под колеса кинуть. Вот и приходится к прохожим за помощью обращаться.

Заглохла ли на переезде машина, рассыпался груз или упал человек, дежурные должны обеспечить безопасность движения. В таких ситуациях работники переезда обязаны четко следовать инструкциям: сорвать пломбу со специальной кнопки на пульте и самостоятельно поднять заграждения, оповестить по связи машинистов и затем уж очистить пути.

Днем — флажок, ночью — фонарь

Вместе со свистком получаем два флажка — желтый и красный. Обращали ли вы внимание, что на переезде машинистов встречают поднятой левой рукой? В правой руке при этом у дежурных можно заметить свернутый желтый флажок, а в темное время суток — фонарь. Желтый означает, что можно спокойно проезжать дальше, развернутый желтый флаг говорит машинистам о том, что следует сбавить скорость, красный флаг необходим, если что-нибудь случилось на переезде. Он сигнализирует машинисту, что нужно срочно остановиться.

переезд3.jpg

Если нет возможности оперативно освободить переезд, тогда разрешается воспользоваться петардами — сигналами остановки поезда. Внешне похожие на жучков, плоские круглые бляшки цепляются на рельсы перед приближающимся составом. Попадая под колеса, «жучки» оглушительно взрываются, сигнализируя машинисту и его помощнику, что пора срочно тормозить. К счастью, по словам Татьяны, на этом переезде никто петардами не пользовался.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №4 от 3 ноября 2017 года

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент