«От знакомых узнал, что у меня вместо гудка Киркоров поет»
Ирина, рекламный агент (37 лет), рассказала, что деньги с ее счета снимались, даже когда она перешла на тарифный план с фиксированной абонентской платой. Только когда пришла в салон связи, выяснилось, что с ее счета ежедневно оплачивался просмотр видео в интернете, который она не подключала.
Александр Павлович, пенсионер (74 года), столкнулся с тем, что сразу несколько подобных услуг были подключены к его номеру — снимали со счета до 50 рублей в день.
- Никогда не смотрел видео и музыку никакую не заказывал в интернете. Мне телефон нужен только для звонков. Что за безобразие творится! Заставляют платить неизвестно за что. И мне же сказали, что я сам виноват, мол, не надо свой телефонный номер где попало писать.
Наталья, лингвист (26 лет), пожаловалась корреспонденту, что только в салоне связи обнаружила, что ею оплачивался доступ к сайтам с музыкой. А еще без ее ведома оператор подключил «Голосовую почту».
- Часто звоню в другой город, и сначала думала, что туда деньги уходят, а оказалось — «Голосовая почта», которая мне совсем не нужна. Я платила за нее полгода.
Дмитрий (32 года), директор строительной фирмы, при переходе к другому мобильному оператору, сам того не зная, стал обладателем услуги «Гудок».
- У меня на счету всегда деньги есть про запас — вдруг придет время списания абонентской платы, а я забуду. Занят постоянно, поэтому не замечал, что деньги уходят. Потом от знакомых узнал, что у меня вместо гудка Киркоров поет. В салоне ничего не сказали, просто отключили мелодию.
Фото с сайта pixabay.com
Значительную часть рабочего времени менеджеры в салонах связи заняты тем, что по просьбе пришедших абонентов выявляют и отключают платные услуги, которые люди не заказывали и не знают, как отключить.
Представители операторов не слишком явно информируют о собственных автоматических услугах, о которых, приобретая SIM-карту, не знает клиент. В среднем, через 14 дней после подключения за эти услуги начинает сниматься оплата с лицевого счета. Многие абоненты утверждают, что это происходит без уведомления.
Действительно ли оператор не уведомлял своего клиента или тот по невнимательности сам пропустил давнее сообщение с предложением отказаться, либо принять услугу? Сказать с уверенностью сложно. Занятые люди, получив сообщение о подключении услуг, откладывают на потом выяснение, что же им предложено, а позже забывают это сделать. Срабатывает то, что предложение подключается автоматически, а отказ – уже по заявительному принципу.
Поэтому, стоит регулярно проверять, не подключены ли к вашему номеру платные и ненужные вам услуги.
Накрутки операторов «в нагрузку» к тарифу
«Мегафон» подключает платную услугу «Кто звонил». Также стоит посмотреть наличие платных услуг «Анти АОН», «Всегда на связи», «Живой баланс», «МультиФон», «Персональный Гудок», «Персональный помощник», «Услуга UMS от Мегафон».
«Билайн» подключает автоматическую оплату дополнительного трафика и минут разговора. Стоит также проверить наличие услуг «Хайвей», «Хамелеон», «Локатор», «Черный список», «Привет» и «Роуминг».
МТС подключает платную услугу «Гудок». Также неплохо бы проверить, подключены ли такие услуги как GPRS, WAP+, MMS+, «Вам звонили», «Чат», «Интернет+», «Я на связи», «Любимый номер», «Антиопределитель номера», «Соседние регионы», «Конференц-связь», «Запрет вызова», «Мобильный офис».
Абонентам Tele2 стоит проследить, не подключены ли у них «Гудок», «Геопоиск», «Определитель умышленно скрытых номеров», «Черный список» и другие.
Подключение некоторых услуг ведется в тестовом режиме, и их можно отключить после истечения бесплатного периода. По информации менеджеров салонов сотовой связи Новосибирска, возможен и нечаянный набор комбинации, и неумышленное подключение услуги или подписки.
Вот как комментирует эту проблему отдел по связям с общественностью Сибирского филиала компании «Мегафон»:
- Мы сомневаемся, что и другие операторы не уведомляют абонентов об изменении стоимости услуг по SMS — все-таки этого требует законодательство. Вероятнее всего, абоненты просто не всегда читают такие сообщения. Если нам нужно продвинуть среди абонентов услугу, мы можем активировать ее на некоторое время (например, две недели), после чего она автоматически отключается. Если абонент считает, что услуга ему действительно нужна, он должен подключить ее уже самостоятельно. Но даже временную услугу абонент может отключить в любой момент в нашем салоне связи, по звонку в call-центр или лично в «Личном кабинете» на сайте или в мобильном приложении. И, конечно же, все подключения и отключения услуг сопровождаются соответствующими SMS-сообщениями на номер абонента.
Чужие «паразиты»
Подключение к услугам по прослушиванию или скачиванию контента происходит и по инициативе операторов, рассказал Максим, менеджер одного из сотовых операторов, корреспонденту VN.ru. Часто люди не знают того, что подключают услуги, просто заходя в интернет. Это может произойти после прихода SMS для подтверждения услуги. Она может быть заявлена как бесплатная, но это временно. После определенного периода со счета начнут уходить деньги.
Фото Константин Лемешев/ТАСС
Еще подключение может производиться после оплаты через терминал. При оплате на табло терминала можно увидеть внизу мелким шрифтом надпись, что тот, кто оплачивает связь, дает согласие на интернет-рассылку в адрес своего номера. И если не нажать «отказ» от рассылки — в телефон хлынет реклама, и он станет уязвим для автоматического подключения тех или иных услуг.
От сторонних «услуг» можно защититься. По сведениям менеджеров сотовых салонов, существует специальная услуга, которая заблокирует любые попытки подключить услуги, не имеющие отношения к оператору. Счет абонента в таком случае делится на две части — основной и контентный. Оплата поступает на основной счет, а контентный или авансовый (к нему будут пытаться подключиться услуги-паразиты) остается всегда с нулевым балансом. Поэтому что-либо снять со счета будет невозможно.
Как узнать и отключить?
Итак, услуги можно легко отключить:
1. Позвонить в call-центр и спросить, какие опции подключены к номеру, кроме услуг непосредственно самого тарифа. Так можно проверить и подключения к вашему счету сторонних организаций.
2. Отключение услуг в «Личном кабинете». У всех операторов на их сайтах есть личный кабинет для каждого абонента. Необходимо пройти несложную процедуру регистрации на сайте, после чего самостоятельно следить, за что вы платите деньги.
3. Можно сделать запрос с помощью USSD-кода. Ответная SMS покажет, какие у вас подключены платные услуги. Сделать такой запрос можно при любом балансе и даже в роуминге. Также о способах быстрого отключения услуг подробно можно узнать на сайте оператора.
Проверка платных услуг через USSD-запрос:
«Мегафон» — набор комбинации *105*11#, «Билайн» — набор комбинации *110*09#, Tele2 — набор комбинации *144*6#, МТС — набор комбинации *152*2#.
Шило на мыло
Если контролировать движение денежных средств на тарифе и проверять наличие подписок и ненужных услуг, то ситуаций, когда деньги уходят «в никуда», не будет, - уверен менеджер салона связи Владимир.
Однако есть и статистика о том, что все больше абонентов меняют сотового оператора. По официальным данным Россвязи ФГУП ЦНИИС (оператор базы данных перенесенных номеров), с начала 2017 года успешно перенесено более 1,2 миллиона номеров (по состоянию на 30 июня 2017 года) — оператора меняют, сохраняя номер телефона, в среднем более 200 тысяч абонентов в месяц. За этот же период в 2016 году было перенесено около миллиона номеров — в среднем, 172 тысячи в месяц.