Новосибирск сегодня совсем не тот, что был полвека назад. Чтобы лучше прочувствовать атмосферу 50-х, экскурсантов сажают в легендарные «Чайку» и ЗИМ с персональным водителем. Маршрут может быть разным, каждая улица со своей историей.
- 50-е годы - это освоение космоса. И если говорить с привязкой к улице Советской, 24, то это место, где работал пионер теории мировой космонавтики Юрий Васильевич Кондратюк. Для покрытия корпуса первого искусственного спутника Земли в бралось золото с Новосибирского аффинажного завода, - рассказывает гид Музея города Новосибирска Любовь Писарева.
Раньше на том месте, где рос густой лес и протекала река Тулка, сегодня оживленные магистрали. Но рельеф частично сохранился. Улица 1905 года в 50-е была Переселенческой. С постройкой Трангссиба в сегодняшнюю столицу Сибири ехали в поисках лучшей жизни. Но трудиться переселенцам приходилось почти без прав. Как только работник заболевал, его увольняли. А по Тихому центру любили прогуливаться стиляги. Стремление быть модным тогда всячески высмеивали. Мода если и была, то это коллекции для рабочих и доярок.
- В 50-х мы могли бы здесь встретить дам, которые носят сапоги с пористой резиновой белой подошвой. Она появилась в 50-е благодаря развитию советской промышленности. Модницы называли ее «манка» за сходство с манной кашей, - продолжает экскурсовод.
50-е - годы расцвета. Новосибирск активно развивается. Появляются первый автомобильный мост, таксопарк. Сегодня машины есть почти в каждой семье, а тогда были роскошью. Разъезжать на них могли только крупные чиновники.
В советское время легковые автомобили были, в основном, служебными. И ездили на них замминистра, секретарь обкома. Стоил ЗИМ порядка 40 000 рублей, и простой человек не мог себе позволить подобный автомобиль.
Для сравнения, средняя заработная плата была около 400 рублей. И если ЗИМы, пусть и за бешеные деньги, можно было купить, то «Чаек» в свободной продаже не было. Сегодня прокатиться предлагают всем желающим, и расскажут не только об истории города.
- ЗИМ имеет долгую историю. Выпуск машины планировался еще в 1948 году. Автомобиль создавался как промежуточное звено между «Победой» и ЗИСом. Сталин дал задачу разработать модель машины, чтобы она отличалась от остальных, - рассказал сотрудник мастерской ретро-автомобилей Павел Гуменюк.
В оригинальном состоянии такие автомобили сейчас найти сложно. В вишневом ЗИМе 1954 года выпуска лишь корпус и салон - ретро. Мотор японский, коробка передач автоматическая. Реставрируют такие раритеты в специальной мастерской - это следующая остановка экскурсии. Посмотреть тут есть на что. К примеру, «Чайка» 1969 года, полностью оригинальная, на ходу. Или Buick 1940-го приехал из Канады - таких автомобилей выпустили всего 700, и стоил он по тем временам порядка трех тысяч долларов.
- Он так и назывался: «Седан» для длительных путешествий. По тем временам, даже в Америке дороги были не ахти, поэтому у него очень мощная подвеска, просторный салон, подогрев сидений, что для тех времен редкость, - рассказал директор мастерской ретро-автомобилей Борис Беспальчий.
Сейчас заканчивают реставрировать железного иностранца. Здесь автомобили собирают как по личным заказам, так и для себя. Раритеты отправляют на выставки и в аренду, например, на свадьбу. Желающих прокатиться на советских автомобилях много. Экскурсии по городу для широкой публики планируют сделать регулярными.