Уже 20 лет на вокзале существует зимний сад, в котором можно увидеть более 60 видов субтропических растений. Специально, чтобы заботиться о них, в штате вокзала «Новосибирск-Главный» состоят два садовника.
Центральный зал на втором этаже вокзала называют еще и арочным — из-за свода потолка, который в высоту достигает 17 метров. «Обслуживать его проблематично, — говорит начальник вокзала Роман Рябикин. — Чтобы покрасить потолок, нужны действительно отчаянные люди, а приводить его в порядок мы должны каждые четыре года». Иногда под купол улетают воздушные шарики, с которыми провожают и встречают пассажиров друзья и родственники. В таком случае не рискуют лезть наверх — стреляют по шарам из пневматических винтовок. «Штатного снайпера для этих целей у нас нет — справляемся сами», — смеется Рябикин.
Кроме выстрелов, в здании вокзала нередко звучит музыка: уже десять лет дважды в неделю сюда приходит супружеская пара музыкантов. Она играет на пианино, он — на скрипке, а зрители снимают концерты на телефоны или просто наслаждаются классической музыкой. Таким образом здесь пытаются создать приятную психологическую обстановку и возродить традиции дореволюционной России, когда вокзалы нередко становились локациями для концертов и балов.
«Есть легенда, что от нашего вокзала прокопан тайный тоннель к Оперному театру, — рассказывает технолог вокзала Светлана Супрунова. — Работаю здесь уже 20 лет — никакого тоннеля не видела. Правда, специально и не искала».
Похоже, что эта легенда такая же фальшивка, как окна, расположенные на потолке восточного зала ожидания. До капремонта вокзала в 1999 году они были настоящими и служили для естественного освещения помещения, но 20 лет назад от них оставили одну видимость, сделав крышу сплошной. По соседству сохранились оригинальные элементы украшения советской эпохи: если присмотреться, то на потолке этого зала можно увидеть четыре воздуховодные решетки, в центре которых изображены серп и молот.
Бережно хранят здесь и другой экспонат эпохи СССР. На вокзале есть зал официальных делегаций для обслуживания высокопоставленных лиц государства и крупных российских компаний. «Этот зал встречал в далеком 1983 году лидера КНДР Ким Ир Сена, а затем в 2000 году по следам отца путешествовал его сын Ким Чен Ир. Мы приготовили стул, на котором когда-то сидел его прославленный предок: Ким Чен Ир зашел и поклонился этому стулу», — рассказывает Роман Рябикин. Стул, кстати, сохранился до сих пор: его уже не используют, а хранят как реликвию.
Зимой ежесуточно с вокзала в путешествия отправляются 5000 пассажиров, летом эта цифра возрастает вдвое. И это только на поездах дальнего следования. Некоторые останавливаются здесь погостить — на вокзале работает своя гостиница на 100 с лишним мест. Здесь есть семейные номера и номера на одного, люксы повышенной комфортности и эконом-класса. Двери последних выходят на балкон, который опоясывает восточный зал вокзала. Только в этой гостинице можно снять номер не только посуточно, но и на полдня и даже на несколько часов — это сделано для удобства транзитных пассажиров.
Специальное прослушивание проходят дикторы перед тем, как им разрешат читать объявления для пассажиров. «Проверяем тембр голоса, его выносливость, подходит ли он под параметры наших требований, — рассказывает начальник вокзала. — Потом еще дикторы проходят довольно длительное обучение». Два года назад их работа стала легче — на вокзале внедрили систему «автодиктор». «А раньше было тяжелее: смена длится 12 часов, в сутки приходит от 20 до 30 поездов, которые нужно объявить, и еще есть информационные объявления, — рассказывает диктор вокзала Ирина Васильева. — Бывают и необычные объявления. Два года назад вокзал устраивал акцию к 14 февраля — можно было оставить заявку, и мы по громкой связи произнесли бы ваше сообщение. Среди заявок было предложение руки и сердца. Мы его озвучили, правда, как сложилась судьба влюбленных молодых людей, не знаем».
В этом году вокзалу «Новосибирск-Главный» исполняется 80 лет. Построенное в 1939 году здание продолжают модернизировать и сегодня. Например, в ближайшие годы здесь появятся пять лифтов для инвалидов. Пока же недостатки инфраструктуры восполняет специальная бригада помощи людям с ограниченными возможностями здоровья: они помогают таким пассажирам сесть в вагон, загружают багаж, сопровождают до такси.