«Школа стала для меня «платой за вход»
- В 90-е журналистика была модным занятием, - вспоминает Сергей Бобров, человек с гигантским опытом редакторской работы в Новосибирске. – Там можно было неплохо заработать, и это было весело. Шли работать люди с образованием и без. Главным считалось умение складно изложить текст и увидеть детали, которые помогут сделать интересный репортаж.
Люди без профильного высшего образования принимали решение пойти в журналисты, если чувствовали интерес к этому делу и не видели особой перспективы в ранее избранной профессии. Школа журналистики Федора Григорьева давала им возможность за год приобрести минимум знаний, необходимых для работы. При удачном стечении обстоятельств и природной сообразительности этого хватало, чтобы начать зарабатывать.
- Сейчас я понимаю, что в принципе могла обойтись и без школы журналистики, приобрела бы все необходимые навыки на практике, - рассказывает ее выпускница Инна Волошина, обозреватель «Советской Сибири». – Но она стала для меня, до 35 лет не написавшей ни единой статьи, своеобразной «платой за вход». Когда ты приходишь не совсем с нуля, то тебе проще. Так сложились обстоятельства, что я, биолог-геохимик по образованию, была вынуждена пойти писать. Мне были очень нужны деньги. В редакции «Аргументов и фактов» удивились, сказали: у нас профессионалы так не пишут. С тех пор я работаю в СМИ.
Очередной выпуск Школы журналистики. Фото со страницы facebook.com
Свою историю рассказала Наталия Барсукова, руководитель пресс-центра ТАСС, выпускница СИБАГСа:
- Предложение Федора Григорьева «приходи к нам в школу» поначалу восприняла как игру. Ну как можно научиться добывать новости и писать тексты за несколько месяцев? Но это была возможность послушать таких супер-профи как Елена Батурина, Амир Нагуманов, побороться со страхом перед камерой, посмотреть редакции и студии, поработать с логопедом, а главное, потренироваться писать. Когда мне довелось написать первый текст в еженедельнике «Континент Сибирь», я ожидала массу замечаний, а мне вдруг сказали: «ну в целом молодец».
Учить писать с нуля – гибельное дело?
Приходят учиться в школу Григорьева, по его словам, люди самые разные, мужчины, женщины, молодежь. «Те, кого выгнали с работы или бросили, люди, пережившие излом, что-то неуютное. У них возникает желание учиться чему-то новому». Отчего такая недальновидность, почему сразу не выбрать журналистику после школы?
- Говорят, что у каждого человека минимум девять талантов, даже у самого бесталанного. Только вот где их приложить? – размышляет Федор Григорьев. - Популярных профессий пять, а всего родов деятельности человеческой – 500, и где-то у тебя они затерялись. Просто человеку очень сложно найти себя. К тому же журналистика – это профессия для взрослых людей с мозгами, кругозором и опытом.
Так надо или не надо учиться на пишущего журналиста годами? Мнения на эту тему расходятся. Закончившие профильные факультеты, разумеется, склоняются к ответу «да».
- Учиться на журналиста, корреспондента надо не более года, но тут важен базовый уровень подготовки, - утверждает Федор Федорович. - Человек должен быть начитанным. Многие приходят, две-три книжки прочитали и все. И школьники такими бывают, и взрослые люди. Я спрашиваю у них: а как вы будете нюансы, тонкую мысль выражать, если у вас во рту слов нет? Выпускающему редактору, а это тоже журналист, следует осваивать профессию в рамках вузовской программы, - должностные обязанности у него другие.
Фото с сайта pixabay.com
Она пришла и утерла нос опытным
Юрий Белоусов, шеф-редактор газеты «Советская Сибирь», на вопрос, должно ли быть у журналиста базовое профессиональное образование, говорит «да, разумеется».
- Если бы я набирал штат в какое-то СМИ сегодня, - комментирует Юрий Иванович, - я бы, конечно, обращал внимание на наличие профессионального журналистского образования. На днях я еще раз понял эту простую истину. Пришла у нам девушка, выпускница факультета журналистики ТГУ, и слету сделала очень качественную содержательную инфографику, чего порой не могут люди с опытом. И как после этого сказать, что учиться не надо? Конечно, бывают гении, которые могут явиться с улицы и начать писать, творить, но это скорее исключения из правил.
Виктория Беленко, заведующая кафедрой массовых коммуникаций отделения журналистики гуманитарного института НГУ, также убеждена, что профессиональное образование никогда не помешает - оно точно на пользу:
- Тех, кто говорят, что профессиональное образование журналисту не нужно, надо спросить: а что бы они ответили, если бы такую профессию выбрали их дети? Хотя, разумеется, не все люди, имеющие диплом журналиста, идут в профессию, многие находят свое место в каких-то смежных областях, и это нормально. Тех, кто точно будет работать, видно сразу, они хорошо мотивированы, уже на поступление приходят с приличным портфолио, знают, чего хотят. Если чувствуешь интерес именно к этой профессии, зачем тратить время, сидя в каком-то другом вузе. Конечно, можно потом пройти курсы. Но не лучше ли идти прямым путем?
Критик «Литературной газеты» и бывший редактор литературной части НОВАТа Евгений Маликов говорит:
- Есть много инструментальных вещей, которые способны помочь человеку сделать его текст, его издание конкурентоспособным, но которые неведомы, например, медику, инженеру, ученому, преподавателю. Изначально, с чистого листа учить журналистке - дело гибельное: что считать предметом изучения? Если таким предметом считать сам текст, то журналистика становится частью теории литературы. Причем, глубоко периферийной и не самой интересной. То есть, сама по себе журналистика - это даже не третьестепенная дисциплина, это всего лишь набор навыков? Нужно этому учить? Безусловно, ведь учат детей разговаривать. Однако никто не считает, что умение говорить само по себе является профессией.