Под надписью «Ответственный за безопасность» – зеркало. Это не заводской юмор, как можно было бы подумать. Так работникам, инженерам, напоминают об ответственности, несмотря на то, что процесс выверен и автоматизирован.
– Тут у нас один оператор заменяет несколько клепальщиков, выполняя их функции за меньшее время с высочайшим качеством. Все это позволяет нам изготавливать конкурентную продукцию, с хорошим качеством, в минимальное время, – говорит начальник цеха изготовления панелей фюзеляжа НАЗ им. Чкалова Дмитрий Куликов.
В этом цехе производят детали для самолета «Сухой Суперджет 100». Окончательная сборка – на другом производстве. Здесь делают головной и подкилевой отсеки, «оперение» хвоста воздушного судна. С конвейера сходят от двух до четырех машин в год.
На первом рабочем месте делают верхнюю часть кабины самолета. Здесь ее переворачивают на 90 градусов, изготавливают нижние панели. На третьей точке – уже заклепки. Весь этот путь кабина, одна и та же, проходит на воздушной подушке. По сути, конвейер получается гораздо быстрее, чем если бы рабочие переходили от одного этапа к другому.
Впрочем, сегодня спрос на такие крупные детали самолетов упал. Завод снижает их производство и при этом повышает изготовление мелких деталей, запчастей. Это послепродажное и сервисное обслуживание. По аналогии с запчастями для автомобилей.
– На сегодняшний день «Суперджет» эксплуатируется, его надо как-то содержать, поэтому у нас сейчас большие планы на увеличение объемов поставки запасных частей и деталей. Это тоже большой объем производства. Мы сейчас создаем перечни расходников на данную продукцию, которую мы выпускаем, и плюс на себя еще берем некоторый объем, который мы в силах сделать у себя, на своем оборудовании, – сообщил технический директор производства гражданской авиационной техники НАЗ им. Чкалова Павел Петренко.
Кроме того, в следующем году завод увеличит производство комплектующих для новых самолетов МС-21.
– Мы внесены в кооперацию по постройке МС. Их Иркутск строит. Оснащены мы под «Суперджет» очень основательно. Поэтому у нас есть возможность делать МС. Но мы делаем только детали. На МС делаем детали и поставляем тем людям, которые занимаются дальше изготовлением агрегатов, – сообщил директор производства гражданской авиационной техники НАЗ им. Чкалова Владимир Манохин.
Особо перестраивать производственную линейку под выпуск деталей другой модели самолета не придется. В прошлом году изготовили три машинокомплекта. В составе одного – три сотни деталей. Их число планируют увеличить до 500 уже в следующем году.