Заветный цветок папоротника нашли на Ивана Купалу в Новосибирске

Фото предоставлены пресс-службой ИАЭТ СО РАН,
В Историко-архитектурном музее под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН впервые отметили Купалье — белорусский вариант праздника Ивана Купалы.

Гости праздника сплели себе под руководством мастеров венки из папоротника и берёзовых листьев — похожие использовали девушки в купальских гаданиях. Открыли праздник колокольные звоны со звонницы Спасо-Зашиверской церкви 1700 года постройки, одной из самых древних сохранившихся в Сибири деревянных церквей.

Народное гуляние продолжилось концертом, организованным Центром белорусской культуры Дома национальных культур имени Геннадия Заволокина. В музейном лектории этнографы института рассказали о праздниках середины лета у восточных славян.

С Троицы и Зелёных святок начиналось лето: значительно прибавлялся день, зацветали травы, начинала колоситься рожь.

Считалось, что в это время по полям и лугам бегают русалки, это их время – русальская неделя. Короткими майскими-июньскими ночами русалки водят хороводы, поют, раскачиваются на ветвях деревьев. В это время люди не ходили в поле и в лес, особенно опасно было подходить к водоёмам: припозднившегося путника русалки могли защекотать, утащить под воду. Водная среда считалась опасной до Купальского дня.

Как сообщили в пресс-службе ИАЭТ СО РАН, ночь накануне Ивана Купалы была заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. В купальскую ночь пробуждались магические силы природы, травы наливались целебным соком, активизировались персонажи иного мира – русалки, лешие, водяные, домовые, а также ведьмы.

«Некоторые смельчаки отправлялись в лес, чтобы попытаться найти заветный цветок папоротника, исполняющий любое желание», — добавила помощник директора Института археологии и этнографии СО РАН по научно-просветительной работе Дарья Гаркуша.

По ее словам, белорусские обряды, праздники и повседневная культура приходили в Сибирь вместе с переселенцами. Часть из них в новой среде не только не исчезла, но, напротив, укрепилась и получила новый импульс к развитию. В песнях, присказках, рукоделье, народном костюме, кулинарии сохранялись традиции, вынесенные приходящими в Сибирь из мест исхода. Праздник в музее под открытым небом в очередной раз продемонстрировал культурное многообразие Сибири как региона, исторически сформированного выходцами из самых разных территорий.