Мастера по валянию игрушек из войлока удалось найти в Интернете. Списались, поговорили. Оказалось, что Наталья Кравцова — так зовут нашу героиню — уехала из Новосибирска, а ее игрушки нет-нет да и приезжают в Сибирь.
Наталья не просто делает игрушки. Она вкладывает в это дело всю себя, свою душу, поэтому ее работы и получаются как живые.
— Про валяние узнала совершенно случайно, — рассказывает мастерица. — В 2008 году мы с мужем переехали из Новосибирска в чудесный город Псков, а было это в период всемирного финансового кризиса, и я, как и многие в тот момент, осталась без работы, да еще и в незнакомом городе. Поэтому начала искать в Интернете, чем занять свое свободное время. Оказалось, что существует столько интересных видов рукоделия, о которых я и не подозревала! Одно из них меня поразило и вдохновило на много лет вперед.
— Наталья, а возможно, не имея другой работы, содержать свою семью за счет такого милого хобби?
— Уже несколько лет валяние игрушек для меня больше, чем просто хобби. Я с удовольствием отдаю все свободное время любимому делу, благодаря которому могу содержать семью. Можно так сказать: валяние игрушек — это любимое хобби, уже перешедшее в профессию. Работа с удобным мне графиком, где я сама себе начальник, где никто меня не подгоняет и где не нужно вставать в семь утра и ехать по пробкам в офис.
Работать на заказ очень сложно, говорит моя собеседница, ведь неизвестно, угодишь ли ты клиенту. И трудно заставлять себя валять именную ту игрушку, которую хочет заказчик.
— Хотя иногда бывает так, что заказ совпадает с моим вдохновением, и тогда рождается звереныш, у которого заведомо есть «родители». Есть списочек контактов с пожеланиями той или иной зверюшки, но я в большей степени вольный художник. Каждая игрушка уникальна, создается с нуля, ведь в валянии нет никакой заготовки или выкройки, чтобы можно было наштамповать десять одинаковых персонажей по одному лекалу. И в этом вся прелесть работы с войлоком — никогда не знаешь заранее, кто народится. Шерсть — живая, порой она сама направляет в ту или иную сторону.
Почему войлочные игрушки недешевы? Казалось бы, сколько стоит шерсть — мелочи.
— Люди считают, что цена четыре-пять тысяч за детище мастера необоснованна, — соглашается мастер. — Так или это на самом деле? Сколько времени уходит на одну игрушку? Расскажу. Валяние — процесс не быстрый. Персонаж постепенно вырастает из маленького комочка шерсти в нужную форму. Еще говорят «скульптурное валяние шерсти» — работа над войлочной поделкой схожа с лепкой из глины. На игрушку размером 12–14 сантиметров может уйти до 20 часов, большую детальную 25-сантиметровую игрушку я делаю неделю-полторы по шесть-семь часов в день.
И все-таки, говорит Наталья, самое сложное — придумать персонажа, живого и неповторимого, со своей душой и характером.
— Пока в голове не созреет образ, к работе обычно не приступаю. Придумываю зверька, которого готова полюбить, обязательно немного наивного и доброго. Очень важно, чтобы у игрушки была естественная поза и живой взгляд, иначе не получится волшебства. Работа над росписью глаз — отдельный долгий и кропотливый процесс, занимающий обычно пару дней. Внимательно наблюдая за животными, рассматривая их, изучая их повадки и формы, можно научиться делать живые игрушки. Природа — наш самый главный вдохновитель!
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №37 от 14 сентября 2016 года