В культурную сферу предложили вернуть цензуру

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Эксперты ЭИСИ считают, что проводить предварительную оценку произведений могут сами деятели искусства.

Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) предлагает создать в РФ творческие союзы, члены которых займутся предварительной цензурой произведений искусства и культуры. Такая инициатива прозвучала в рамках семинара «Будущее России: государственная политика в сфере культуры (возможности и границы)», который прошел в Рязани. Заняться культурной дипломатией — продвижением российского творчества на Западе и защитой культурного суверенитета страны — эксперты предлагают в рамках разрабатываемой в России стратегии госполитики в культурной сфере.

Глава ЭИСИ Андрей Шутов заявил «Известиям», что нашей стране необходимо продвигать собственные национальные интересы и распространять свое культурное влияние на Запад.

— Есть государства, которые давно находятся в орбите нашего влияния — политической, экономической и культурной. Это важная задача наряду с сохранением культурного суверенитета. Подобные инструменты известны всем: гастроли, выставки, переводы классики и современных авторов, образование, новые интернет-медиа. Эти механизмы уже используются, только их нужно использовать более системно и эффективно, для того чтобы наши культурные ценности приобретали всё большее значение в других странах, — пояснил Андрей Шутов. Главное, по словам эксперта, — не допустить в культуру «возмущения эпатажем».

— Для этого президент, выступая на форуме «Таврида» в Крыму, сказал о сохранении экологического пространства культуры и объединении творческих деятелей в специальные организации, — заметил он.

При создании творческих союзов речь, по словам главы ЭИСИ, не идет об аналоге советских худсоветов. В новых организациях необходимо будет избежать «монополии» на кураторство и контроль процессов в сфере культуры.

— Профессиональному сообществу предстоит решать, относится ли проект к развитию культуры или это эпатаж и создание скандального имени автору, — пояснил Андрей Шутов. По его словам, в творческие союзы могут войти деятели искусства, эксперты и лидеры общественного мнения.

Мнения экспертов 

Профессор кафедры истории и теории политики МГУ Сергей Черняховкий в беседе с «Известиями» напомнил, что в Стратегии национальной безопасности РФ 2015 года уже дано определение культурного суверенитета.

— Это неотъемлемая часть нацбезопасности наравне, например, с военной обороной государства, — заметил он.

Профессор кафедры политологии и международных отношений РГСУ Максим Мейер в своем докладе привел цифры социсследования Фонда общественного мнения за 2015 и 2016 годы. Согласно этим данным, количество тех, кто считает допустимым «запрещать театральные постановки, кинофильмы, выставки, книги», за это время выросло с 39% до 46%. Еще 82% граждан России полагают, что государство должно контролировать производство фильмов и театральных постановок. При этом 25% из них считают, что принимать решение о запрете показа того или иного культурного события должны сами деятели культуры.

— Общественное мнение постепенно смещается в сторону большего контроля государства над культурными событиями. Это свидетельствует о том, что общество, устав от конфликтов, выбирает больший контроль и получение неконфликтного культурного продукта. Также выяснилось, что 45% россиян предпочитают смотреть советские фильмы, в которых нет болезненных вопросов по сравнению с современным отечественным кинематографом, — подчеркнул Максим Мейер.

Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что «культурный суверенитет, как одно из значительных направлений суверенных начал российской политики, очень важен».

— Здесь нужны конкретные направления. Это могут быть приоритеты в разработке учебников и учебной литературы, «политике памяти» в широком смысле, в производстве национальной кинопродукции с квотированием и поддержкой. Очевидно, что если об этом идет разговор, то шаги должны быть более последовательными, — сказал «Известиям» Дмитрий Орлов.

Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев полагает, что «Россия сильна не атомной бомбой, а именно художниками, писателями, поэтами, кинематографистами и философами». Их нужно «вытаскивать» на Запад и продвигать, считает эксперт.

— Именно когда Россия станет любима всем миром так же, как она была любима за балет и Достоевского в конце XIX века, никто не посягнет ее так открыто разрушать. Потому что российское культурное наследие станет очень важным. То, что спустя 10 лет эти идеи находят актуальность в докладах кремлевских фондов и культурных прениях, — абсолютно правильно, — сказал он «Известиям», подчеркнув, что США сегодня утрачивают культурный и моральный авторитет в мире и это место нужно занимать.

Глава Института развития парламентаризма Алексей Чадаев считает, что прежде чем расставлять акценты в культурной политике, нужно разобраться с самим явлением.

— Создавать цензурные органы, я считаю, никто не будет, — сказал «Известиям» эксперт. — Само слово «цензура» применительно к культурной политике употребляется крайне неточно. Потому что речь, как правило, идет не о запретах, а о политике финансирования — кому давать деньги, а кому нет.

При этом большая часть российской культурной сферы является не коммерческой, а бюджетной, уточнил эксперт. А о «цензуре», по его словам, чаще всего заявляют обделенные «получатели», которым «никто ничего не запрещал».

Материал опубликован в газете «Известия» 24 августа 2017 года