Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) обратилась в ГИБДД с просьбой устранить несоответствия в экзаменационных билетах. По мнению специалистов НИИ Минздрава, в них есть такие рекомендации, которые могут только навредить пострадавшим в ДТП.
Письмо направлено на имя министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева (документ есть в распоряжении «Известий») и содержит просьбу рассмотреть предложения, выработанные по итогам международной конференции «Автошкола-2017». В них указано, что содержание утвержденных ГИБДД экзаменационных билетов необходимо привести «в соответствие с требованиями законодательства в вопросах первой помощи пострадавшим в ДТП». — Ошибки в тестовых заданиях, которые мы нашли, говорят о качестве подхода к составлению билетов. Учим и сдаем одно, а чтобы по жизни оказать первую помощь, нужно другое, — рассказала «Известиям» президент МААШ Татьяна Шутылева. Ведущий научный сотрудник НИИ автоматизации и стандартизации Минздрава РФ Леонид Дежурный пояснил «Известиям», что две ошибки, содержащиеся в билетах, несут прямую опасность жизни и здоровью участников ДТП. Это касается сердечно-легочной реанимации и остановки кровотечения.
— Один из примеров — наложение жгута при кровотечении. В билетах сказано: не менее 3–5 сантиметров от раны. Если «не менее», это может быть и 20 сантиметров. При такой формулировке я могу наложить жгут выше положенного (нужно на расстоянии 3–5 сантиметров. — прим. «Известий»), человека привезут в больницу с опозданием и пострадавшую конечность ампутируют полностью из-за того, что я неправильно наложил жгут, — пояснил Леонид Дежурный. Относительно сердечно-легочной реанимации он уточнил, что во всех вариантах ответа неверно указано положение рук. По правилам оказания первой помощи они должны быть сложены в замок, а в билетах перечислены другие, неверные варианты, например крест-накрест. Несколько вопросов по первой помощи содержат неточности в формулировках. В тестах вместо термина «искусственное дыхание», как положено по приказу Минздрава № 477, продолжают писать «искусственная вентиляция легких». По словам Леонида Дежурного, это приводит к тому, что водитель боится оказывать этот вид помощи: искусственная вентиляции легких, в отличие от искусственного дыхания, требует дополнительного реанимационного оборудования. Эксперт отметил, что ряд вопросов по первой помощи в экзаменационных билетах для будущих водителей построены так, что на них невозможно ответить верно. — Некоторые вопросы в тестовых билетах не совпадают с учебником и программой по первой помощи. Из трех ответов — ни одного правильного. Можно ответить, только заучив то, что сказано. В результате получаем мощный демотивирующий фактор, связанный с тем, что на занятии говорят: «Отвечайте на вопрос так, а делайте иначе». Люди думают: «Я что-нибудь отвечу, а помощь оказывать не буду», — пояснил Леонид Дежурный. По правилам дорожного движения, причастный к ДТП водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим до приезда скорой и полиции. Однако, как говорят в МААШ, водители не имеют для этого достаточной подготовки. Они скорее зубрят нужные ответы для получения водительских прав, чем готовятся к оказанию жизненно важной помощи. Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре считает, что проблема в самих автошколах. По ее словам, там зачастую работают недостаточно квалифицированные преподаватели первой помощи, которые некачественно подают материал. — Если в ЕГЭ по русскому есть разночтения в формулировках и правилах, то хороший педагог объяснит это своим ученикам и расскажет, как правильно на самом деле. То же самое касается и первой помощи, — отметила Наталья Агре. НИИ организации и информатизации здравоохранения сейчас разрабатывает стандарт программы обучения инструкторов первой помощи для всех типов учреждений. В МВД не предоставили оперативный комментарий.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №46 от 15 ноября 2017 года