Новосибирск

Как снять качественное кино в Новосибирске

29.08.2016
Виталий Маслюк, "Вечерний Новосибирск"
Как снять качественное кино в Новосибирске
Фото предоставлено Олегом Захаровым
День российского кино отмечают 27 августа

Корпорация BBC включила две работы новосибирского режиссера Андрея Звягинцева в Топ-100 величайших лент XXI века. Столь высокого призвания заслужили «Возвращение» и «Левиафан».

Рейтинг подоспел как раз ко Дню российского кино, которое, увы, не так уж часто заслуживает мирового признания. И это несмотря на то, что достойных имен в России, и в нашем городе в частности, еще достаточно. В преддверии профессионального праздника в редакцию «ВН» на вечерний разговор мы пригласили молодого, но уже довольно успешного режиссера Олега Захарова. Автор нескольких полнометражных фильмов рассказал, возможно ли, не имея больших денег, снять качественное кино и почему необязательно конкурировать с Голливудом.

Не бояться снимать

— Олег, еще недавно кино было понятием столичным, в последние годы Новосибирск тоже выпускает достойный, непровинциальный продукт. Возможностей больше стало или снимать наконец-то научились?


— На сегодняшний день тенденция такова: с каждым годом людей, которые хотят делать кино, становится все больше. В силу разных причин. Технических препятствий практически нет — бери камеру и снимай. Многие начинают с обыкновенного мобильного телефона. А первых зрителей находят в Интернете, выкладывая свои ролики и фильмы в сеть. Начинают как одиночки — так было и со мной. Я вначале почти все делал сам: снимал, монтировал и даже играл. Только потом «обрастаешь» командой единомышленников из операторов, актеров, сценаристов, гримеров.
Следующий этап — это различные фестивали и конкурсы, их у нас проводится огромное количество. Для тех, кто решил всерьез и надолго заняться кино, — это шанс быть замеченным, получить определенную долю критики от знающих людей.

— Если все-таки говорить о профессиональном уровне, то, на ваш взгляд, какая главная трудность регионального кинопроизводства?


— До сих пор многим местным режиссерам не хватает опыта, определенных связей вне границ собственного региона. Вариться в собственном соку не всегда полезно. Важный момент — финансы. Например, большинству небольших региональных компаний все-таки не по карману приглашать известных актеров. Влияет и предвзятое отношение самих зрителей, мол, что они тут в глубинке могут снять. И это даже несмотря на то, что Новосибирск — третий город России. Однако я неоднократно общался с московскими продюсерами, и вот они, вопреки недоверию людей, наоборот, с надеждой смотрят на региональных режиссеров, ведь новые лица нужны везде.

Деньги — не главное?


— Вы говорите о предвзятости зрителей, то есть люди пока не готовы идти на картины местных режиссеров, предпочитая зарубежные блокбастеры?


— Весь мир борется за внимание зрителей, и почему мы должны оставаться в стороне?
Свой первый большой кинозал в Новосибирске мы арендовали на собственные средства. И собрали 1000 человек. Благодаря такому старту следующий фильм «Цена игры» мы уже смогли выпустить в прокат на другой новосибирской площадке. На премьерных показах свободных мест также не было, в прокате, по нашим меркам, он тоже прошел достаточно успешно. Когда в 2007 году я этим начал заниматься, то не мог и представить, что мой фильм на большом экране посмотрят несколько тысяч человек.
В то же время я понимаю, что работу, которая бы конкурировала с Голливудом или с раскрученным российским режиссером, создать крайне сложно и затратно. Но у нас в кармане имеется другое преимущество — интерес зрителей к местному продукту все равно есть. Тем более есть шанс увидеть на большом экране своих родных, знакомых. Или даже сняться самому: очень многие из снимавшихся у меня — актеры хоть и не профессиональные, но не менее талантливые.

— Средний бюджет российского фильма больше одного миллиона долларов. А сколько стоит сибирское кино и кто готов его финансировать?


— Когда мы снимаем кино, то у нас нет ни продюсеров, ни государственных субсидий, ни какого-то утвержденного бюджета, с помощью которого можно было бы все быстро организовать и стабильно работать. Часто договариваемся с организациями на взаимовыгодных условиях, ищем спонсоров, вкладываем собственные заработанные деньги. Но суммы все равно несопоставимы со столичными. Тот же реквизит зачастую ищем по знакомым, по объявлениям. В прошлом году на съемках фильма в Туапсе нам необходимо было купить два автомобиля для трюковых съемок. Сделать это за пару дней, уложившись в бюджет, было непросто — подняли на уши всех. В итоге случайно нашли подходящий вариант благодаря объявлению в газете. А это еще раз доказывает, что отсутствие больших денег — не приговор.Хотя я знаю людей из провинции, но при этом очень амбициозных и самоуверенных, которые специально брали кредиты, влезали в долги в надежде, что затраты окупятся.


Чтобы было из чего выбрать


— Вокруг российского кино в последнее время много разговоров. Например, звучит предложение ограничить число иностранных картин, которые показывают кинотеатры. Мол, тогда зритель массово к российскому кино потянется…


— Я, и как зритель, и как непосредственный участник всего процесса, не являюсь сторонником радикальных мер. Мы должны при любом раскладе оставить зрителю право выбора. Импортозамещение здесь вряд ли пройдет. Нужно думать не о различных ограничениях, а о качестве выпускаемой на рынок продукции. Известно, что плохое кино смотреть все равно никто не будет.

— И в завершение нашего разговора хочется узнать, над чем сейчас работаете вы. Я знаю, что вы буквально вчера вернулись из Краснодарского края. Были съемки?

— Этим летом наша команда занималась исключительно короткометражными работами. Мы сняли один музыкальный клип. В Геленджике работали в детском лагере, где совместно с режиссерами из Рязани и Москвы делали мини-фильмы с участием известных российских актеров. Это большой социальный проект, который скоро сможет увидеть каждый.
Но от идеи нового полного метра я не отказываюсь. Уже готов сценарий, есть понимание что нужно, поэтому я надеюсь, что в ближайшее время мы приступим к съемкам.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №34 от 26 августа 2016 года

Не пропустите
Новости раздела

Консультационный центр по вопросам мобилизации заработал при Новосибирском высшем военном командном училище. Всего за пару дней сюда обратилось около тысячи мобилизованных.

Новости
Больше новостей
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей