Вопрос о том, насколько можно доверять автодилеру свои деньги, снова стал актуальным после скандальной истории с клиентами салона Jaguar Land «МАКС Моторс», которые внесли оплату, но так и не смогли получить документы на свои дорогостоящие премиальные автомобили. Представители «Jaguar Land Rover Россия» признались на брифинге 2 сентября, что система продаж автомобилей несовершенна, так как дилеры являются отдельными юрлицами и контролировать их деятельность нелегко. В итоге заложниками ситуации остаются клиенты.
Клиентов привлекает статус «официального дилера», который якобы связан обязательствами с не менее официальным представителем марки в России. Более того, зачастую персонал салона проходит обучение на заводе-производителе, что также внушает доверие. Однако на деле выясняется, что дилерский центр практически не несет прямой ответственности перед своими клиентами, о чем свидетельствует история дилерских продаж в Новосибирске.
Очевидно лишь то, что первым сигналом ухода дилерского центра с рынка является задержка выдачи ПТС на оплаченный автомобиль.
Skoda без ПТС
Скандалы с невыдачей документов за оплаченный автомобиль регулярно происходят в Новосибирске на протяжении всей истории дилерских продаж. Первыми на себе это ощутили клиенты в свое время самого крупного дилера в нашем городе – компании «Автоленд-Сибирь». Начиная с середины 2000-х, эта компания с головным офисом в Екатеринбурге развернула бурную и очень впечатляющую деятельность.
Ее результаты до сих пор можно видеть в виде пустующего комплекса автосалонов на перекрестке улиц Богдана Хмельницкого и Объединения.
Поначалу дела у компании шли успешно, популярные модели Mazda, Ford, Mitsubishi шли нарасхват. Но в кризис 2008-2009 годов покупатели поняли, что брать автомобили на падающем рынке крайне рискованно. Интернет-форумы автолюбителей в период осени 2008 года пестрят ругательствами в адрес компании, однако речь идет только о задержке ПТС, но никак не об отказе вообще отдавать автомобиль. Уставшим ждать ПТС «Автоленд-Сибирь» просто возвращал деньги.
Фото с сайта autovikupru.ru
С более сложными проблемами столкнулись клиенты салонов официального дилера Audi «Престиж-Авто» и Skoda («Транзит-Сервис») в Новосибирске. Не вдаваясь глубоко в коллизии взаимоотношений собственников компаний, поясним, что в 2009 году более 40 клиентов обратились с открытым письмом к губернатору области и мэру Новосибирска с просьбой взять под контроль расследование дела - люди отчаялись получить ПТС на свои уже оплаченные автомобили. В результате долгих разбирательств с дилером и импортером марки, покупателям Audi удалось получить ПТС на свои автомобили. А вот как минимум два клиента «Транзит-Сервис» так и не смогли прокатиться на своих новеньких «Шкодах», стоявших на площадке салона Skoda на улице Дачной.
В 2009 году Управление внутренних дел города Новосибирска возбудило уголовное дело в отношении ООО «Транзит-Сервис» по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупных размерах). Однако владельцу компании удалось уйти от ответственности, и он сейчас проживает за пределами России.
С более сложными проблемами столкнулись клиенты салонов официального дилера Skoda («Транзит-Сервис») в Новосибирске. Фото с сайта pixabay.com
В апреле 2013 года ТВ-программа «Прецедент» пыталась вернутся к этой теме, однако в результате выяснилось, что салон Skoda, расположенный все там же на Дачной, принадлежит другому владельцу. И новый дилер марки не имеет никакого отношения к истории, случившейся в 2009 году. В итоге круг замкнулся – люди остались и без денег, и без машин.
Toyota без ПТС
Клиенты дилерских центров уже не так наивны, как и на заре дилерского бизнеса в Новосибирске. В 2015 году, при первых же попытках затянуть время выдачи ПТС в «Тойота Центр Новосибирск» компании «СЛК Моторс», народ на интернет-форумах заговорил о предстоящем закрытии этого салона, что и произошло зимой 2016 года. Однако и тут не обошлось без проблем с задержкой документов на уже оплаченные автомобили.
Люди запаниковали. В январе этого года в новосибирских судах скопились десятки дел клиентов «СЛК-Моторс», месяцами пытавшихся получить автомобили.
«Мы выясняем, сможет ли ЗАО «СЛК-Моторс» поставить автомобили после 14 февраля, уже не являясь официальным дилером. Сейчас наше требование в суде – «принудить поставить транспортные средства», но мы не хотим предъявлять заведомо неисполнимые требования. Видимо, нам придется изменить требования на «возврат денежных средств». С января на суды представители ЗАО «СЛК-Моторс» не являются», - так рассказывал о проблеме руководитель общественной организации потребителей «Потребдозор» Антон Тихонов интернет-сайту НГС.
«Заходя в салон, менеджеры сразу говорили, что, заказав машину, не факт, что вы получите ее через три месяца. Возможно, потребуется доплата в связи с кризисом...», - жалуется еще один из бывших клиентов компании в комментариях к материалу. Другой клиент пишет: «Мне изменили условия выкупа машины, нужно было покупать ненужное мне доп. оборудование, чтобы получить уже оплаченную 100% машину».
Аналогичная ситуация сложилась и в дилерских центрах «СЛК-Моторс» в Барнауле. «Когда мой клиент в феврале 2016 года приходил в автосалон с претензией, он видел там достаточно много таких же обманутых покупателей, - сообщает местному изданию юрист Ирина Савельева. - Все они уже внесли в кассу несколько сотен тысяч рублей, а некоторые – более миллиона. Никаких комментариев по поводу того, когда придут машины, за которые уже отдали предоплату, получить от сотрудников автоцентра не удалось. Более того, на тот момент у них уже не было даже печатей – на нашей претензии администратор просто расписался».
Напомним, что в свои лучшие времена группа компаний «СЛК-Моторс» была одним из крупнейших региональных дилеров, и являлась официальным представителем: Toyota, Lexus, Nissan, Hyundai, Audi, Volvo, Ford, Lada, Mitsubishi, а также Toyota, Lexus в Барнауле (последний салон - Porsche - был открыт осенью 2015 года, не в самые лучшие времена для компании).
Land Rover без ПТС
Еще один аспект – на падающем рынке импортеры стали более активно бороться за каждого клиента, и, соответственно, отстаивать свои собственные интересы. Вот почему в этом году импортеры Audi и Jaguar Land Rover в России стали буквально в спешном порядке вывозить автомобили с площадок дилеров при первых же массовых звонках клиентов на горячую линию о задержках ПТС. Именно так произошло с автомобилями Audi и Jaguar Land Rover, реализуемыми в дилерских центрах «МАКС Моторс». Здесь определенную роль сыграл и социальный статус покупателей премиальных автомобилей, обладающих финансовыми возможностями для серьезных судебных разбирательств.
Престижная марка авто пользуется особой популярностью в Арабских Эмиратах, но и русские автолюбители стараются не отставать. Фото Дмитрия Тростникова
Примечательно, что клиенты Jaguar Land Rover присутствовали на брифинге представителей «Jaguar Land Rover Россия» и даже предлагали свои варианты – как в будущем избежать ситуаций, в которую они попали.
Например, прозвучал совет о переводе клиентом денежных средств непосредственно на счет импортера, который потом сам вернет сумму ценовой накрутки на товар непосредственно дилеру.
Однако представители «Jaguar Land Rover Россия», признавая несовершенство нынешней системы продаж, сообщили о невозможности иных вариантов. «Если ужесточать меры к дилерам, переводить их на полную предоплату, то в этом случае надо уходить с российского рынка», ─ сказала и.о. генерального директора, финансовый и административный директор «Jaguar Land Rover Россия» Екатерина Шаталова. То есть, риски для клиентов по-прежнему остаются. Особенно сейчас, в период падающего рынка, когда сложно увидеть опасность за красивым стеклянным фасадом дилерского центра.