Старейшие вагоны ленинградского трамвая обнаружили на территории дач одного из заводов возле Обского водохранилища в 150-ти километрах от Новосибирска. От одного вагона остался лишь кузов и рама. Другой за годы превратился в бытовку — в нем обустроили две комнаты и обклеили стены кузова обоями, но местами сохранилась обшивка, остекление и дверь-перегородка между кабиной водителя и салоном.
Фотографии «странных строений» попали в руки специалистов, и те без труда определили вагоны ПС – прицепной стальной. Эти вагоны, возможно, последние в мире.
«Вагоны нашли следопыты по заказу питерских коллег из Музея городского электрического транспорта, который находится на Васильевском острове. Они занимаются поиском всех моделей, которые когда-либо ездили в Петербурге. Эти вагоны ездили в качестве прицепных», — говорит заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин.
Такие трамваи строились в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» почти 100 лет назад — в конце 1920-х. Найденные вагоны эксплуатировались в Новосибирске, по предположениям сотрудников депо, в военные годы. С 1934 года в Новосибирске ездили три типа вагонов: безфонарные, харьковские и МС, к которым и относятся найденные трамваи.
Такие вагоны эксплуатировались и в Петербурге, и в Новосибирске в военные и довоенные времена, рассказывает Михаил Никулин. «По сведениям наших петербургских коллег у них таких трамваев не сохранилось. Уникальность этих вагонов в том, что они прицепные, то есть ездили в составе поезда с моторным вагоном. Мы технически пока неспособны восстановить такие исторические модели, здесь нужно очень много уникальных комплектующих, запчастей, которых в Новосибирске не сохранилось», - объясняет представитель мэрии.
Прицепной вагон ПС конструктивно отличался от моторного, - он был реализован, как бестележечный, на свободных осях, с более короткими площадками, и меньшим диаметром колес. Изображение с сайта vk.com/tram.samara
Вагоны привезли из Завьялово на территорию Ленинского троллейбусного депо 12 августа. Уже в четверг, 26 августа, блокадная реликвия отправится на свою малую родину в Санкт-Петербург. Ожидается, что в северную столицу трамваи прибудут 6 сентября и сотрудники Музея смогут воссоздать настоящий поезд из блокадного Ленинграда. Специалистам предстоит определить состояние основных конструктивных элементов, привести их в порядок, восстановить утраченную ходовую часть и отреставрировать деревянный интерьер.
Кстати, на территории Ленинского троллейбусного депо есть и свои «старожилы» - ЗиУ-5 1976 года. От него остался лишь кузов. Его планируют передать музею ретро-техники «Галерея времени» на реставрацию, чтобы сохранить память о полувековом троллейбусе для потомков.