Первую реконструкцию танк Т-34 прошел еще в 1945 году, сразу после войны. Подлатали броню, заменили гусеницы и дуло - это видно по номерам. Потом он честно отслужил в войсках, а с 80-х годов встал на почетное место возле полигона в Юрге.
Там его и увидел старший прапорщик Андрей Шувалин. Загорелся идеей - восстановить ходовую часть. В память о деде, который ушел на войну 22-го июня 1941-го и закончил ее в Берлине. Запчасти собирали по всей стране. Даже почтой высылали из Красноярска, Саратова, других городов.
«Танк мы делали 2,5 месяца, за такое время удалось все восстановить. Радиаторы, которые нам прислали - в одном 20 дырок, в другом 15. Мы все поставили, сейчас все работает», - рассказал старший прапорщик Андрей Шувалин.
Колеса из литой резины толщиной в восемь миллиметров, сборные гусеницы, двигатель - все оригинальное, заводское. Т-34 выпускали до середины 60-х, на полигонах страны их много, поэтому и недостатка в деталях не было. А вооружение военных времен простое и надежное. «Пушка 85 миллиметров, два пулемета, 7.62 калибр должен устанавливаться», - поясняет механик-водитель Михаил Шумилов.
Этот танк - один из самых простых в управлении. Во время войны солдат обучали за один день. Все как в машине - газ, педаль, тормоз, только вместо руля - рычаги. И подручные инструменты, например, двуручная пила, чтоб дерево при необходимости свалить.
С правого борта - сосновое бревно диаметром 20 сантиметров. Промасленное, крепкое, не сломается, не разбухнет. Если впереди болото, то его можно подложить под гусеницы. Танк пройдет.
Машина весом 30 тонн способна ехать со скоростью 60 километров в час по шоссе. Но по улицам она не поедет - чтобы не испортить асфальт, на парад танк привезет трал. Зато по площади Ленина 9-го мая Т-34 пойдет своим ходом.