На форуме обсуждались новые методы борьбы с двумя бедами российских дорог – нестойкостью и дороговизной. В России прокладка километра четырехполосного шоссе обходится в 12 миллионов долларов, тогда как в США – в 4 миллиона, а в Китае – в 3 миллиона, привел сравнение завкафедрой инженерных проблем экологии НГТУ Владимир Ларичкин. «Дешевые дороги невыгодны тем, кто берет на них подряды», – констатировал академик СО РАН Николай Ляхов.
При этом в США 80% всех дорог имеют полотно из цементобетона, в Германии этот показатель равен 40%, а в нашей стране – только 3%, причем это трассы, проложенные 20-30 лет назад. Николай Русаков предложил решить проблему, заменив ненадежный асфальт разработанным им материалом «ДиатомИК», представляющим собой, по существу, вспененное стекло.
По словам изобретателя, его материал изготавливается из диатомитов, которые можно добывать карьерным способом. Ожидается, что применение «ДиатомИКа» удешевит строительство примерно на 20%. Опытное производство материала уже запущено, и он включен в государственные технико-экономические нормативы.
В свою очередь, Владимир Ларичкин пошел еще дальше и предложил такое же вспененное стекло, но из отходов. Он показал фильм про опытный участок в Тверской области: обычный пыльный проселок на экране преобразился в чистую твердую трассу. Именно отходы, по мнению ученых, являются наиболее перспективной основой для создания новых дорожных материалов, пригодных для России.
Миллиард рублей за два года может получить Новосибирская область на дороги от Минтранса РФ, рассказал ранее глава региона Владимир Городецкий. На первом этапе планируется отремонтировать 218 километров автодорог, устранить 52 из 71 имеющегося аварийно опасного участка, снизить нагрузку на дорожную сеть в часы пик.