На скамье подсудимых – директор сельской школы. Дмитрия К. обвиняют в превышении должностных полномочий – дескать, часто поднимал руку на учеников. В деле фигурируют три потерпевших. Сам педагог вину отрицает, а школа – и ученики, и учителя, и родители – разделились на два лагеря. Одни требуют сурового наказания, другие отправляют подсудимому СМС со словами поддержки.
Подобных историй – десятки по всей стране. И снова два мнения. Одни называют детей провокаторами, другие сомневаются в профессионализме педагогов. А национальный родительский комитет даже выступил с предложением брать в штат школы психологов, которые работали бы именно с учителями. Педагоги находят идею правильной.
«Агрессия, как со стороны детей, так и со стороны учителей, к сожалению, на сегодняшний день взаимная. Если мы находим какие-то меры, подходы к работе с детьми, то педагогу гораздо сложнее оставаться наедине со своими проблемами», – считает директор лицея №126 Юлия Черявко.
Усугубляют ситуацию смартфоны – записанным и выложенным в Сеть оказывается каждый второй инцидент. В результате – огласка, порой излишняя. Ольга Васильева, педагог младших классов, в школе не работает больше десяти лет, но уверена: с тех пор не поменялись ни дети, ни учителя.
«Такие ситуации были всегда – конфликты между учителем и учеником и в художественной литературе описаны, и в кино. Просто сейчас это подается под таким соусом – каждую подобную ситуацию сразу же получает освещение в соцсетях. Об этом все пишут, обсуждают, и создается впечатление, что это массовое явление», – говорит жительница Новосибирска Ольга Васильева.
Педагоги, медики и социальные работники – это особая группа риска. Люди, подверженные синдрому профессионального выгорания. И определенная психологическая помощь им нужна.
«На одного психолога приходится полторы-две тысячи детей. В принципе рядовой психолог не в состоянии справиться с той нагрузкой, которая в настоящий момент есть. Конечно, нужна отдельная единица, другой психолог, который будет заниматься только этим, поскольку нагрузки у школьного психолога неимоверные», – отметила кандидат психологических наук Ольга Магденко.
В обязанности такого специалиста должны входить не только разбор каждого конкретного конфликта, но и профилактика. А работа с психологом, по мнению авторов идеи, должна быть вписана в график учителя наряду с уроками.