Три часа последнего полета от столицы Якутии города Мирный до Новосибирска. Ту-154 с бортовым номером RA-85757 компании «Алроса» приземлился в 28 октября в аэропорту Толмачево, доставив 141 пассажира до пункта назначения. Больше в воздух самолет не поднимется.
В последний полет с самолетом отправился опытный экипаж – пилот 1 класса Александр Лешкевич, за чьими плечами более 18 тысяч летных часов. В команде также второй пилот, штурман-инструктор, бортинженер, три стюардессы и стюард. В команде «старичка» Ту-154 называют по-разному – кто «красавчиком», кто «любимым».
Скоростной, с гибкими крыльями, он хорошо себя чувствует в турбулентности – хвалит машину экипаж. Из-за особого строения шасси он может приземляться и на снег, и на грунт.
«Самолет прекрасный, очень надежный. Конечно, мне очень грустно, я буду скучать. Когда это даже не крайний, а последний полет. Последний полет последнего гражданского Ту-154. Я так старался здоровье поддерживать, может быть, еще продержался бы чуток. Но работать уже не придется», - с грустью в голосе рассказывает капитан воздушного лайнера Александр Лешкевич. Более 40 лет за штурвалом, 30 лет он управлял именно Ту-154. Сегодня был и его последний полет – 63-летний капитан уходит на пенсию. Обратно в Мирный мужчина вернется уже пассажиром. «Все, ухожу я, нет «туполей» в гражданской авиации», - добавляет мужчина.
В 1993 году у капитана была возможность уйти работать на Airbus-320, но он не променял любимый Ту на перспективный зарубежный самолет. «Мог бы уйти на более денежную работу. Но я шел в авиацию не деньги зарабатывать, а работать пилотом. Там за тебя все автоматика делает, а здесь мозги шевелятся, - говорит командир воздушного судна. - А «Туполь» предполагает нормальное пилотирование. Туполисты – особый вид летчиков. Кто умеет пилотировать, все любили Ту-154. После Ту-154 все очень хорошо работают на остальных самолетах. Его надо посадить самому, не в автомате».
Всего было выпущено более 1000 единиц Ту-154, начиная с 1968 года. Это был самый массовый советский реактивный пассажирский самолет. В феврале 2013 года самолет данного типа был снят с производства.
За время службы в авиакомпании, самолет совершил 737 рейсов, успел перевести более 160 тысяч пассажиров и 1224 тонны груза. В общей сложности за последние 18 лет крылатая машина налетала 27,5 тысяч часов – это больше трех лет непрерывного полета. Но у машины заложен лимит 60 тысяч часов полета. Поэтому в запасе у борта еще столько же. Несмотря на солидный возраст, самолет еще мог летать и летать. Но у «старичка» заканчивается действие сертификата летной годности. А на смену приходят более современные воздушные суда, тихие и экономичные.
«Он может летать еще 3 тысячи часов до межремонтного ресурса, но закончился календарь. Да, эта машина может и дальше летать, но нужны очень большие финансовые вложение, это чисто экономически невыгодно», - говорит бортинженер Михаил Богданов.
В пресс-службе Толмачево пояснили, что после вывода борта из эксплуатации, самолет будет находиться на территории аэропорта, пока не будет принято решение о его дальнейшей судьбе. Вариантов у «последнего из могикан» немного – или его ждет утилизация с последующим распилом, или музей истории авиации в Толмачево пополнится новым экспонатом.
«Может этот самолет еще поживет немного. Может, летать не будет, но хотя бы его кто-нибудь купит, бизнесмен какой-нибудь. И будет о нем заботится», - с надеждой говорит капитан.
Приземлившийся Ту-154 – последний в гражданской авиации, но еще несколько таких бортов находятся на балансе Минобороны. Пока что эти модели можно встретить и за границей, например, в Северной Корее.
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».