«Реализация природоохранной деятельности на территории Новосибирска в рамках Года экологии» – с таким докладом на заседании Совета выступила начальник отдела охраны окружающее среды департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по вопросам реализации природоохранной деятельности на территории города Мария Сидорова.
Во время обсуждения доклада среди участников заседания возникла полемика вокруг проблемы весеннего запыления города после таяния снега. В качестве примера образцового содержания города был приведен Душанбе, а также опыт борьбы с весенней пылью в Швеции и Норвегии.
«Пыль на улицах образуется как следствие обработки дорог песко-соляной смесью во время зимнего сезона, – напомнила Мария Сидорова. – Уровень запыленности действительно высокий. Помимо песко-соляной смеси, пыль выносится вместе с почвой с газонов».
Начальник отдела охраны окружающей среды пояснила, что уборка дорог в Новосибирске начинается только с наступлением стабильной положительной температуры воздуха. Коммунальщики не могут вывозить уборочную технику на улицы, когда в городе еще бывают ночные заморозки, а техника использует воду для очистки улиц от грязи. Если же спецтехника выйдет на ночные улицы раньше положенного срока, то на следующие утро в городе произойдет транспортный коллапс.
Мария Сидорова напомнила участникам заседания, что сравнение Новосибирска с Душанбе нельзя считать корректным, так как города находятся в разных климатических зонах. По ее мнению, пыль в Новосибирске скоро должна исчезнуть, так как скоро начнет расти трава, зелень будет сдерживать почву на газонах, уйдут заморозки, и коммунальные службы выйдут на уборку улиц.
Корреспондент VN.ru выяснил, что позитивные примеры о якобы решении всех проблем с гололедом «без шума и пыли» в странах Скандинавии оказались преувеличенными. Да, на смену песко-соляной смеси в этих странах пришли жидкие реагенты, а также фрикционные материалы (щебень, мраморная и гранитная крошка). Но, как показала практика, фрикционные материалы наносят серьезный урон шинам и кузовам автотранспорта. Образующиеся продукты разрушения разносятся на значительное расстояние от дорог, загрязняя придорожные ландшафты, и поэтому в странах Скандинавии продолжается поиск методов борьбы с гололедными явлениями.
В Финляндии зимой дороги посыпают гранитной крошкой, весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы. Но насколько применим этот метод в Новосибирске, с точки зрения, например, расходования бюджетных средств?
Решать эту проблему пытается и в других сибирских городах, а в итоге… песко-соляная смесь остается по-прежнему в приоритете. В этом году один из информационных ресурсов Иркутска мотивировал верность местных коммунальщиков именно песко-соляной смеси.
Попытки заменить техническую соль на новые реагенты не увенчались успехом, так как они создавали «масляную» пленку на дороге, увеличивая тормозной путь автомобиля в несколько раз. Хлористый кальций, входящий в состав жидкого реагента, разъедает металл автомобилей, обувь пешеходов, может вызвать аллергию у людей.
«Мы, конечно, понимаем жителей, их негодование, но на первое место тут поставлены жизни людей, которые двигаются на машинах и по пешеходным переходам», – замечает специалист «Иркутскавтодора», поясняя преимущества песко-соляной смеси.
Выход один – продолжать разработки новых методов борьбы с гололедом зимой так, чтобы весной не погружать город в облака пыли.
Около 20 тысяч тонн соли и почти 70 тысяч тонн песка – примерно столько технических реагентов нужно дорогам столицы Сибири на зиму. На площадку по подготовке песко-соли уже несколько дней подвозят ингредиенты. Технология приготовления проста, основана на послойном замешивании песко-соляной смеси. Однако изменили концентрацию хлоридов. Если в прошлом году использовали 6% соли, то в этом – уже 10.
Заказ на производство песко-соляной смеси вырос почти на десять тысяч тонн. Контроль качества касается каждой входящей машины с песком.