Почему Новосибирск грязнее Душанбе

Проблема с пылью обостряется в Новосибирске с приходом весны. Фото Михаила Пермина
Каждую весну Новосибирск погружается в облака пыли. Запыление – одна из основных проблем сибирского мегаполиса. Как с ней справляются в других городах Сибири? Есть ли в мировом опыте примеры борьбы с пылью, например, в странах Скандинавии? Пути решения этой проблемы пытались найти участники заседания Совета по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при губернаторе Новосибирской области.

«Реализация природоохранной деятельности на территории Новосибирска в рамках Года экологии» – с таким докладом на заседании Совета выступила начальник отдела охраны окружающее среды департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по вопросам реализации природоохранной деятельности на территории города Мария Сидорова.

Во время обсуждения доклада среди участников заседания возникла полемика вокруг проблемы весеннего запыления города после таяния снега. В качестве примера образцового содержания города был приведен Душанбе, а также опыт борьбы с весенней пылью в Швеции и Норвегии.    

«Пыль на улицах образуется как следствие обработки дорог песко-соляной смесью во время зимнего сезона, – напомнила Мария Сидорова. – Уровень запыленности действительно высокий. Помимо песко-соляной смеси, пыль выносится вместе с почвой с газонов». 

Начальник отдела охраны окружающей среды пояснила, что уборка дорог в Новосибирске начинается только с наступлением стабильной положительной температуры воздуха. Коммунальщики не могут вывозить уборочную технику на улицы, когда в городе еще бывают ночные заморозки, а техника использует воду для очистки улиц от грязи. Если же спецтехника выйдет на ночные улицы раньше положенного срока, то на следующие утро в городе произойдет транспортный коллапс.

Мария Сидорова напомнила участникам заседания, что сравнение Новосибирска с Душанбе нельзя считать корректным, так как города находятся в разных климатических зонах. По ее мнению, пыль в Новосибирске скоро должна исчезнуть, так как скоро начнет расти трава, зелень будет сдерживать почву на газонах, уйдут заморозки, и коммунальные службы выйдут на уборку улиц.

Корреспондент VN.ru выяснил, что позитивные примеры о якобы решении всех проблем с гололедом «без шума и пыли» в странах Скандинавии оказались преувеличенными. Да, на смену песко-соляной смеси в этих странах пришли жидкие реагенты, а также фрикционные материалы (щебень, мраморная и гранитная крошка). Но, как показала  практика, фрикционные материалы наносят серьезный урон шинам и кузовам  автотранспорта. Образующиеся продукты разрушения разносятся на значительное расстояние от дорог, загрязняя придорожные ландшафты, и поэтому в странах Скандинавии продолжается поиск методов борьбы с гололедными явлениями.

В Финляндии зимой дороги посыпают гранитной крошкой, весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы. Но насколько применим этот метод в Новосибирске, с точки зрения, например, расходования бюджетных средств?

Решать эту проблему пытается и в других сибирских городах, а в итоге… песко-соляная смесь остается по-прежнему в приоритете. В этом году один из информационных ресурсов Иркутска мотивировал верность местных коммунальщиков именно песко-соляной смеси.

Попытки заменить техническую соль на новые реагенты не увенчались успехом, так как они создавали «масляную» пленку на дороге, увеличивая тормозной путь автомобиля в несколько раз. Хлористый кальций, входящий в состав жидкого реагента, разъедает металл автомобилей, обувь пешеходов, может вызвать аллергию у людей.

«Мы, конечно, понимаем жителей, их негодование, но на первое место тут поставлены жизни людей, которые двигаются на машинах и по пешеходным переходам», – замечает специалист «Иркутскавтодора», поясняя преимущества песко-соляной смеси.

Выход один – продолжать разработки новых методов борьбы с гололедом зимой так, чтобы весной не погружать город в облака пыли. 

Около 20 тысяч тонн соли и почти 70 тысяч тонн песка – примерно столько технических реагентов нужно дорогам столицы Сибири на зиму. На площадку по подготовке песко-соли уже несколько дней подвозят ингредиенты. Технология приготовления проста, основана на послойном замешивании песко-соляной смеси. Однако изменили концентрацию хлоридов. Если в прошлом году использовали 6% соли, то в этом – уже 10.

Заказ на производство песко-соляной смеси вырос почти на десять тысяч тонн. Контроль качества касается каждой входящей машины с песком.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент