Панно мертвецов: кто стал прототипом легендарной мозаики «Покорители Оби»

Коллаж Алексея Рыгина. Фото предоставлены музеем Советского района «Чёмы» и из архива VN.ru
Памятник первым гидростроителям Новосибирска – внушительное мозаичное панно при въезде на ОбьГЭС с характерным для тех лет названием — «Покорители Оби». Его автор заслуженный художник РСФСР Владимир Сокол. С панно смотрят люди, которые имели реальные прототипы и погибли страшной смертью.

Среди горожан оно известно как «Панно мертвецов». Сам художник рассказывал, что монтажник Андрей Сердюков (третий справа) погиб на разрушенной эстакаде, спасая коллег, его тело так и не было найдено. А вот про водолаза Алексея Мартынова (первый справа), который в одну из смен не вернулся из-под воды, только в наши дни стали известны некоторые подробности.

О судьбе остальных персонажей автор панно ничего не рассказывал, но, судя по тому, что при строительстве ГЭС в общей сложности погибли семь человек — две женщины и пятеро мужчин, — можно предположить, что все они как раз и смотрят сегодня на проезжающих мимо с живописного панно.

Музей Советского района «Чёмы» посвящен строительству Новосибирской ГЭС. Одним из центральных местных экспонатов является водолазный костюм, который известен как «трёхболтовка». Сотрудники музея по крупицам выяснили и рассказали историю Алексея Мартынова.

«Вообще, Мартынова звали Елиферий, он родом из Латвии. Но для всех он был Алеша. Пришел на ГЭС со спасательной станции Кировского района. На ГЭСе стал одним из водолазов, ничем особенным не отличался, только внешностью обращал на себя внимание: крепкий, ростом высокий, широкоплечий, красивый! И по характеру легкий и доброжелательный. За день до трагедии, по русскому обычаю, Алексей с коллегами обмывали его долгожданный отпуск. Дело было в конце октября 1970 года», - говорят в Музее Советского района «Чёмы».

©Поднятие водолаза Мартынова из реки Обь.

Погиб Алексей Мартынов 29 октября 1970 года — не смог подняться из-под воды. Причину потом объяснили специалисты.

Есть на станции такие части: водосливные плотины, затворы и водослив. При строительстве на четвертом пролете вода проходила в 300-миллиметровую трубу, ее потом заткнули деревянной пробкой, а с другой стороны, с водохранилища, тоже труба стоит, только уже 400-миллиметровая.

Пробка со временем выбилась, появилась течь, через которую проходила вода и под напором била фонтаном.

Главный инженер, товарищ Плистик, приказал устранить неисправность. Наряд выписали как раз Алексею. Но поскольку была поздняя осень, да накануне еще и шторм прошел, вода стояла мутная. Алексей взял с собой лампу.

Водолаз всегда сохраняет связь с землей посредством телефона, встроенного в шлем. Мартынову дали команду, чтоб он лампу подобрал, иначе затянет ее в трубу. Но парень не сделал этого, забыл, а как только стал всплывать, лампу-то потянуло. И его следом. От пробки Алексея смогли оторвать лишь тогда, когда заткнули трубу с другой стороны.

Позже установили, что давление воды на него сверху было 16 тонн.

«Благодаря художнику Владимиру Соколу, Алексей Мартынов стал символом и собирательным образом всех водолазов, работающих на ГЭС», - добавили в районном музее «Чёмы», где и хранится легендарная «трехболтовка». Все, кто имеет отношение к профессии водолаза, знают ее и почитают. Модель была разработана в конце XIX века, а доработана в 1950-е. Именно в такой «трехболтовке» и погиб Алексей Мартынов.

«Нашему костюму не хватает водолазного ножа и подводного фонаря», — сожалеют в музее Советского района Новосибирска.

Мозаичное панно «Покорители Оби», стоящее при въезде на ГЭС, было открыто 15 ноября 1970 года на стене бывшей каменоломни (бетонного завода), которая вросла в землю и ее не смогли снести.

© Фото VN.ru.

Было реконструировано и заново открылось в сентябре 2012 года. Увы, но до сих пор не признано культурным наследием. Панно начало создаваться еще при жизни водолаза Мартынова, и Сокол рисовал его по фотографии. Художника привлек типаж водолаза — настоящий «русский богатырь». На панно его фигура самая выдающаяся — он словно в стороне от всех, крайний справа.

Так получилось, что Андрей Сердюков и Алексей Мартынов изображены рядом друг с другом — два человека трагической судьбы. У каждого из них своя была трагедия и своя была жизнь, но оба отдали ее стройке века.

Другие персонажи на панно являются собирательными образами всех трудившихся на стройке Новосибирской ГЭС.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент