Дожди в минувшие выходные снова затопили несколько улиц Новосибирска. Мокрый сезон в разгаре, впереди осень. Как мэрия намерена спасать областной центр от потопа?
Количество осадков в этом году действительно беспрецедентное. Власти признали, что небесная канцелярия указала на слабое место: коллекторы, построенные полвека назад, не справляются с приемом воды, некоторые попросту заилены.
Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Сергей Райхман рассказал журналистам о возможности модернизации, ввода в строй новых коммуникаций и источниках финансирования этих проектов.
— Сейчас в Новосибирске идет активное строительство, новые микрорайоны меняют рельеф города. Раньше об этом (о развитии системы стоков дождевых и талых вод. — Прим. ред.) не задумывались, проблему решали через водоотведение по рельефу местности, из центральной части — вниз, через стоки в Обь и в малые реки. Теперь появились места, где воде некуда уходить. Такие проблемы есть по всем районам.
По словам чиновника мэрии, ливневая канализация не предназначена для того, чтобы моментально принять большой объем воды: при проектировании берутся в расчет средние показатели выпадения осадков.
Затопление одного из участков улицы Станционной получило большой общественный резонанс. Это одна из важнейших городских магистралей, по ней круглосуточно спешат автомобили в сторону аэропорта Толмачёво. Сергей Райхман признал: специалисты не предполагали, что столкнутся с такой проблемой в Ленинском районе.
— На протяжении 1 400 метров на улице Станционной — очень сложный коллектор, он на 30 процентов заилен. Это наша недоработка. Придется принимать определенные организационные меры в отношении руководителей, ответственных за данный участок.
В числе самых проблемных мест Сергей Райхман назвал перекресток улиц Волочаевская и Есенина, участок на улице Герцена, кольцо между 5-м и 6-м микрорайонами, улицу Серебренниковскую в месте поворота трамвая, неподалеку от Южной площади. Эти участки затопляет так, что их можно пересекать вплавь.
На пресс-конференции чиновнику был задан вопрос о застройке тех самых участков, куда, согласно логике рельефа местности, должна стекать вода, — в поймах малых рек на территории города.
— Город должен развиваться во всех направлениях, — ответил Сергей Райхман. — Мы вынуждены те площадки, на которых можно строить многоэтажные дома, выделять под строительство и не вправе необоснованно заморозить какие-то территории. Другое дело, что строительные компании обязаны проектировать ливневую канализацию. Некоторые застройщики после сдачи объекта берут на себя функции управляющих компаний, оставляя за собой всю инфраструктуру, в том числе и ливневки. Однако не все понимают, что их обслуживание требует особого внимания. Мы решаем вопросы с застройщиками, помогаем им методически, либо происходит передача ливневых канализаций в муниципальную собственность.
Сергей Райхман добавил, что проблему мегаполиса мэрия уже озвучила на уровне области:
— Две недели назад совместно с губернатором мы обсуждали эту проблему. Владимир Городецкий дал поручение мэрии рассмотреть вопрос ремонта ливневых коллекторов за счет увеличения финансирования из дорожного фонда.
Прямая речь
Сергей Райман, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска:
— Будем строить дополнительный дождеприемник с выпуском в реку Каменку на пересечении улиц Волочаевская и Есенина, новую ливневую канализацию на пересечении улиц Республиканская и Кропоткина. В районе дома № 6 на улице Герцена в этом году запланировано строительство новой ливневой канализации, а также обустройство водоотвода по улице Есенина, 8/6. Прорабатываем технологическое решение по строительству открытого водоотвода от кольца между 5-м и 6-м микрорайонами. На улице Станционной подрядчики уже работают. На улице Широкой планируем работу в следующем году.
Справка
Протяженность ливневой канализации в Новосибирске составляет 360 километров. Ливневка имеет 3 400 дождеприемных устройств.
Городская программа по строительству и реконструкции ливневой канализации до 2020 года предусматривает вложение 102 миллионов рублей. Много это или мало и что удастся сделать на эти деньги? К примеру, в 2016 году реконструирован аварийный коллектор в пойме Ельцовки, на это было потрачено свыше 20 миллионов рублей.
Текущий ремонт и содержание ливневой канализации города выполняет МКУ «Гормост», ежегодно затрачивая на это 14 миллионов рублей.
Строительство новых коллекторов осуществляется и в рамках инвестиционных проектов, таких как ремонт Мочищенского шоссе, Бугринский мост, развязка Советского шоссе на улице Петухова — здесь построено 16,5 километра ливневой канализации.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №32 от 10 августа 2016 года