— Как вы начали заниматься этим бизнесом? Почему выбрали именно эту отрасль?
— Когда мы были студентами, заметили, что перекусить недорого по дороге негде – отрасль общественного питания была не развита. Но для наших друзей мы устраивали на дому нехитрый перекус — горячие бутербродики, которые им очень нравились. СССР распался, и по окончании института молодых специалистов никто особо не ждал на работу. И тогда мы вспомнили наши горячие бутерброды и подумали: «А почему бы не накормить студенчество и молодежь недорого и вкусно прямо по дороге на учебу?» Темп жизни уже тогда начал разгоняться, и посиделки за обеденными столами стали роскошью. Так мы и отрасль быстрого питания нашли друг друга.
С тех пор у нас были и взлеты, и падения, но о том, чтобы оставить бизнес, мы никогда не думали. Были даже иногда в растерянности, но искали пути решения: за нами стоял уже полуторатысячный коллектив, за который мы несли ответственность, так что, как говорится – отступать некуда.
— Пользуетесь ли вы мерами государственной поддержки?
— Да, у нас есть кредит по государственной программе поддержки среднего и малого бизнеса.
— Как видите в дальнейшем развитие отрасли?
— 22 года назад история «Подорожника» была началом формирования рынка, но на сегодняшний день нельзя сказать, что рынок окончательно сформирован. Однако мы можем привести пример Новосибирска, который по своим показателям занимает одно из лидирующих мест в России. В столице Сибири работают все основные международные концепции фастфуда. Но, что самое важное, здесь же успешно сосуществуют с глобальными игроками и местные региональные сети. Причем не просто сосуществуют, но и успешно конкурируют. Таким образом, можно считать, что в ближайшие 2-3 года рынок общественного питания выйдет на новый уровень и может претендовать на звание развитого рынка.
Что касается развития нашей сети, то мы делаем акцент на новом направлении развития компании — формате «Доступная кофейня». Фокус заключается в том, что в России, как говорит Ростислав Ордовский-Танаевский, «нет настоящих кофеен», потому что спрос на услугу питания в России, а тем более на кофе, значительно отстает от мирового уровня. Поэтому российские кофейни зачастую вынуждены ставить цену на все продукты выше, чем в подобных заведениях за рубежом. В результате кофейня в России – это маленький ресторан, где фактически подают не только горячие напитки и десерты, но и полное меню обеда и ужина. Так вот, в развитых странах место для общения — это ресторан. А кофейня – это место завтраков, коротких деловых встреч, в основном место, где можно выпить кофе за чтением газеты. Так вот, наше предложение: на российском рынке решить эту задачу, став в золотой середине — назвавшись кофейней, при этом предлагать оптимальный ассортимент вкусной доступной и безопасной еды.
Таким образом, «Доступная кофейня» – это хороший кофе на цельном молоке по доступной цене с возможностью разнообразно и недорого поесть. А в отдельных местах, где это нужно клиентам (центр города, автомобильные трассы, прогулочно-парковые зоны) еще и немного отдохнуть и комфортно пообщаться. Поэтому основным нашим форматом должно стать мини-кафе, где все наши параметры соединены в одном флаконе: мягкая зона, средний уровень цен, полный ассортимент продукции и высокий уровень сервиса. Что примечательно, в таких мини-кафе блюда будут подаваться на тарелке и готовиться на гриле. Так как потребление кофе сейчас растет, то мы надеемся, что у нас есть еще потенциал и в каждом городе, и для расширения географии.