«Самое проблемное топливо – дизельное. Выявлялось превышение серы в десятки, а в некоторых случаях – в сотни раз в результате проверок. Сейчас начинается сельскохозяйственная страда – теоретически сельхозпроизводителями должно потребляться много дизтоплива. Между тем ни одного обращения за последние годы по качеству топлива от производителей сельхозпродукции к нам не поступало. На совещаниях, которые посещало СМТУ Росстандарта, крупные нефтеперерабатывающие предприятия и продавцы говорили о том, что к ним стало меньше обращаться сельхозпроизводителей за покупкой топлива.
Вопрос – где берется дизельное топливо, которое потребляют производители сельхозпродукции?
И почему нет жалоб на качество дизельного топлива?»
Основные проблемы контроля качества топлива на рынке ГСМ выделила в своем докладе и.о. руководителя «Сибирского межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» (СМТУ Росстандарта) Юлия Юрченко.
Разгадка тайны происхождения дизтоплива
«Так как дизтопливо поставляется по сравнительно честным схемам, как у Остапа Бендера, поэтому и нет жалоб на качество. И жалобы на качество будут появляться только в случае, когда техника поработает какое-то время», – предположил заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка.
Возникла идея о проверке содержимого емкостей для хранения топлива у самих сельхозпроизводителей, однако этому мешает законодательная дилемма: пока что у контролирующих органов нет прав проверять самих покупателей топлива. А сами сельхозпроизводители не обязаны сообщать – где они приобрели солярку. И пока жалоб от покупателей на качество топлива нет – нет возможности выяснить, где оно было приобретено.
«Если сельхозпроизводители закупают топливо в процедурах госзакупок, то, вероятно, возможна коррекция этих процедур на обязательные пробы?» – предложила президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская.
А Юлия Юрченко напомнила, что на приобретение сельхозтехники выделяется достаточно много льготных государственных субсидий. При этом техника из-за некачественного дизельного топлива выходит из строя значительно быстрее обозначенных гарантией срока.
Участники заседания пришли к выводу, что вопрос необходимо тщательно проработать, чтобы найти механизмы ликвидации «серых» схем при закупке некачественного дизтоплива.
Спасут ли оборотные штрафы от «бодяги» и недолива?
«Руководитель федерального агентства Алексей Абрамов на Арктическом форуме говорил о том, что в этом году, возможно, будет внесено изменение в Кодекс административных правонарушений – о введении оборотных штрафов, таких же, как за качество – теперь и за недолив топлива», – напомнила Юлия Юрченко.
Однако насколько эффективно помогает введение оборотного штрафа? Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров усомнилась в эффективности штрафных мер.
«С 2018 года в Кодексе об административных нарушениях введен оборотный штраф за некачественное топливо, то есть за топливо, несоответствующее техрегламенту Таможенного союза, – сказала Юлия Золотовская. – Эта мера была выдвинута законодателем как инструмент для снижения в обороте некачественного топлива. Но результаты, которые были достигнуты, судя по статистике, не сильно радуют. По тем данным, которые были предоставлены СМТУ Росстандарта, за 2017 год было проверено 15 АЗС – в 5 случаях были установлены нарушения. За 2018 год – проверено 13 АЗС – в 5 случаях были установлены нарушения. Можно ли говорить, что оборотный штраф достиг своей цели и является эффективной мерой, направленной на снижение «серого» оборота топлива? Очевидно, что нет».
В качестве примера эффективной борьбы по контролю качества топлива Юлия Золотовская рассказала о пилотном проекте в Санкт-Петербурге под названием «От НПЗ до бензобака», который проходит по согласованию с Росстандартом Ленинградской области и региональным правительством. Это внедрение системы слежения за топливом, сходное с системой ЕГАИС. Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров предложила использовать этот опыт на территории Новосибирской области.
Юлия Юрченко рассказала, что юридические процедуры сдерживают эффективность штрафных мер:
«Всего год прошел, мы судимся бесконечно, суммы дикие – 500 тысяч – минимальный штраф.
Но проблема в процедуре – пока к нам приходит обращение (от граждан), пока мы приходим с проверкой – на АЗС уже просто другая партия топлива».
Общественников отпугнула методичка Росстандарта?
Еще один способ, который мог бы способствовать снижению доли некачественного продукта – общественный контроль. Росстандартом недавно были утверждены «Методические рекомендации по организации проведения общественного контроля партнерства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка». На основании этого общественный контроль из стихийного, бутафорского явления мог бы стать цивилизованным инструментом контроля качества топлива.
«Все мы помним рейды общественников на АЗС с пластиковыми бутылочками, в которые набирались пробы, потом непонятно в каких лабораториях проводились испытания, – напомнила Юлия Юрченко. – Методические рекомендации, утвержденные Росстандартом, позволяют общественным организациям подключиться к мониторингу качества топлива на легальной, законной основе.
Но, к сожалению, с появлением методических рекомендаций деятельность этих организаций заметно снизилась.
Видимо, стало неинтересно проводить нашумевшие рейды с освещением результатов в СМИ. Хотя методика предусматривает правовое обоснование общественного контроля, порядок отбора проб и процедуру передачи в аккредитованные лаборатории образцов».
Юлия Юрченко напомнила, что за период с 2018 по 2019 годы в Новосибирской области не было пока ни одного обращения от общественной организации по качеству топлива: «Мы ждем. Недавно, например, в Бурятии, отлично сработал Общероссийский народный фронт: правильно отобрали пробы, все сделали верно, надеемся, будет неплохой результат».
По словам и.о. руководителя СМТУ Росстандарта Юлии Юрченко, качество автомобильного топлива год от года растет. Отмечается сокращение доли суррогата: с 20% в 2015 году до менее 9% в 2018 году. По данным Росстандарта, это привело к высвобождению российского топливного рынка для добросовестных предпринимателей на сумму около 300 млрд рублей.
За 2018 год и до середины апреля 2019 года «Сибирское межрегиональное территориальное управление федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» (СМТУ Росстандарта) провело 138 проверок качества нефтепродуктов на территории СФО. Было выявлено 57 нарушений. Отобраны образцы продукции на 61 АЗС, одном нефтехранилище и 1 предприятии по производству нефтепродуктов. В 41 случаях было выявлено некачественное топливо – с превышением массовой доли серы.