Насколько ядовит состав автомобильных выхлопов

Фото из архива ИД "Советская Сибирь"
Стремительный темп автомобилизации, пробелы в природоохранном законодательстве и дефицит экологической культуры — если так дальше пойдет, новосибирцам придется надевать противогазы.

На каждую тысячу жителей областного центра приходится более 300 автомобилей. А живет в мегаполисе, по последним статданным, 1 584 000 человек. Сверх того, в город ежедневно въезжают тысячи гостей. По утрам улицы сизы от выхлопных газов: доля углеводородов резко увеличивается, если двигатель работает на малых оборотах или на старте — в заторах, на перекрестках в пережидании красного сигнала светофора.

Чем дышат пешеходы? По данным исследований, через выхлопные трубы авто в атмосферу попадает более двухсот химических веществ: оксиды азота и углерода, альдегиды (в том числе акролены, формальдегид), неразложившиеся углеводороды топлива (гексен, пентен) и другие. Часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Большое количество сажи и смол образуется при технической неисправности мотора, а также в моменты, когда водитель форсирует работу двигателя. Хвост дыма содержит полициклические углеводороды, в частности бензапирен.

От ядовитого смога больше всего страдают самые маленькие горожане. Ведь большинство выбросов тяжелее воздуха и они скапливаются у земли, на высоте до полутора метров.

Формальдегид — периодически... За состоянием атмосферного воздуха в Новосибирске следит Роспотребнадзор. «Анализ исследований показывает, что на автомагистралях в зоне жилой застройки обнаружены превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ, — констатировал Игорь Буржинский, главный специалист-эксперт отдела по надзору по гигиене труда, коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области. — Помимо собственных транспортных средств свой вклад в загрязнение воздуха вносят и транзитные авто, ведь Новосибирск является крупным транспортным узлом. Но прежде всего превышение связано с ростом автопарка индивидуальных владельцев».

Несколько лет назад экологи озвучивали данные, согласно которым более 60 процентов объема загрязняющих атмосферу мегаполиса веществ поставляют именно автомобильные выхлопы.

Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области Юрий Марченко рассказал, что в Новосибирске наблюдение ведется на десяти постах Росгидромета. Девять из них стационарные, один — функциональный, выездной. Глава департамента подтвердил: традиционными загрязняющими веществами являются оксид углерода, диоксид азота, взвешенные вещества. Периодически — формальдегид и бензапирен.

Травлюсь не по собственному желанию На самом деле это страшные вещи. Бензапирен, к примеру, отнесен к веществам первого класса опасности. Этот мощнейший канцероген образуется в результате сгорания углеводородного топлива. Бензапирен может спровоцировать образование опухолевой ткани, внедряется в комплекс ДНК, вызывая необратимые мутации, которые переходят к последующим поколениям. Прелесть, правда?

Конечно, отрава поступает в наш организм не только с автомобильными выхлопами. Каждая сигарета является источником примерно 52–95 нанограммов (0,05–0,09 мкг) бензапирена. Для курильщика это равнозначно 16 часам вдыхания выхлопных газов. Может быть, поэтому в нашей стране так остро ставится вопрос о вреде табака. Между тем выходит, что в Новосибирске даже некурящие люди за день получают вполне сопоставимую с одной-двумя сигаретами порцию яда. Причем отнюдь не по собственному желанию.

Формальдегид поражает центральную нервную систему, репродуктивные органы, кожу и глаза. Генетики утверждают, что он может служить одной из причин врожденных аномалий у детей. Опасна для наших легких и двуокись азота, 55 процентов ее объема в атмосферу Новосибирска попадает из выхлопных труб автотранспорта.

И вот тут невольно задумываешься: какого лешего на наших дорогах столько авто­хлама, который в Европе давно списали за несоответствие экологическим нормативам? У нас эти «пенсионеры» спокойно доживают свой век, травят прохожих ядами. Самое примечательное, что претензий владельцам автохлама предъявить никто не может...

А контроля-то и нет Увы, культура эксплуатации автотранс­порта в Новосибирске оставляет желать лучшего. Кто же контролирует состояние машин в части их экобезопасности? Во время техосмотра должны проверять двигатель — без соответствующего заключения автовладелец не сможет оформить ОСАГО. Операторов техосмотра аккредитует Российский союз автостраховщиков (РСА). Страховщики заключают с операторами договоры, на основании которых пункты техосмотра могут оказывать услуги. Однако когда мы обратились за разъяснениями к страховщикам, нас отослали непосредственно к операторам. Как выяснилось, РСА хоть и выдает аккредитации, но контролировать дальнейшую деятельность не уполномочен.

В пункте техосмотра нам ответили, что автомобили проверяют с помощью газо­анализатора и дымомера. Приборы должны быть поверены ФБУ «Новосибирский ЦСМ», государственным региональным центром метрологии. Если допустимые нормы выброса в атмосферу превышены, авто не пройдет техосмотр до устранения причин этого. Например, до регулировки или ремонта двигателя.

— Раньше были выездные проверки по городу, сейчас этого нет, — говорит Владимир Сапрыкин, директор ЗАО «Старт». — Многие владельцы покупают диагностические карты, не проходя техосмотр. Адресами и телефонами с соответствующими предложениями Интернет полнится. Выбросы в атмосферу увеличиваются, а контроля над тем, что в реале выбрасывают авто в атмосферу, нет. Контролируем лишь те автомобили, которые по всем правилам заходят на техосмотр, а их всего, наверное, процентов тридцать от общего количества. Чем больше автолюбителей будет проходить техосмотры в аккредитованных организациях, у которых в обязательном порядке имеются приборы, тем лучше.

Добавим, что анонимно автовладельцы признаются: прохождение ТО — формальность. По сути, обязательная процедура превратилась в часть кампании по продаже страховых полисов. И до тех пор пока ситуация не изменится, воздух мегаполиса чище не станет.

Справка В химический состав выхлопных газов автомобиля входят:  - оксид углерода (CO) — 1–10 %; воздействует на нервную и сердечно-сосудистую системы, вызывает удушье;  - оксиды азота (NOx) — 0,1–0,8 %; приводят к тяжелым заболеваниям органов дыхания;  - альдегиды (R-CHO) — 0–0,2 %; при длительном воздействии раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, при повышении концентрации вызывают головную боль, слабость, потерю аппетита, бессонницу;  - углеводороды (CxHy) — 0,2–3 %; обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывают головную боль, головокружение; сернистый ангидрид (SO2) — 0–0,002 %; вызывает неприятный вкус во рту, раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

Опубликовано в газете "Советская Сибирь" №23 от 8 июня 2016 г.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент