В ангаре аэродрома «Мочище» есть один из самых популярных в мире бипланов По-2. Первую модель выпустили еще в 20-х годах прошлого столетия. Этот самолет первый раз поднялся в небо еще 40 лет назад. Сегодня специалисты аэродрома полностью его реконструировали, на крыльях - свежая краска. Самое сложное в работе - собрать механические детали, с электроникой проблем нет.
- Технические характеристики этого самолета не очень высоки. Он был предназначен для того, чтобы буксировать планеры, применялся как связной, почтовый и санитарный. А как летающий экземпляр проживет еще не один десяток лет, - рассказывает комендант аэродрома «Мочище» Станислав Сурков.
Сегодня специалисты аэродрома реконструируют около десяти советских моделей, собирают их по всей стране. Кто-то продает, кого-то из собственников удается уговорить отдать старую технику бесплатно. После холодной войны летательные аппараты остались на многих аэродромах, их не использовали десятки лет. Месяцы кропотливой работы, и самолеты с вертолетами взлетают в небо.
Вертолет К-26 - эта модель была выпущена в 1975 году. Машина предназначалась для сельскохозяйственных работ и перевоза различных грузов, вмещала до шести пассажиров, грузоподъемность - до семи тонн. Сейчас машина находится на реконструкции, механикам осталось только отремонтировать двигатель. Все остальные детали уже готовы, осталась только сборка. И, как говорят специалисты, к лету эта машина уже поднимется в небо.
Самая большая модель, которую сегодня оживляют специалисты аэродрома, Ил-12 - самолет для междугородних сообщений. Вместимость - до 32-х пассажиров. По конструкции, самолет выполнен в цельнометаллическом корпусе. Как заявил прошлый владелец, был личным самолетом маршала Жукова. Сейчас специалисты аэродрома проверяют данные в министерстве обороны.
- Этот самолет был выпущен в 1958 году. Для такого большого возраста у него довольно скромные налеты - всего 3800 часов. Нам он достался из Москвы, сейчас восстанавливается. Сначала нужно провести тщательную инспекцию самолета, отдефектовать его, - рассказывает сотрудник аэродрома «Мочище» Кирилл Воронин.
На базе аэродрома сегодня учат летчиков малой гражданской авиации - 200 часов теории плюс 40 - полеты. Часть из них кандидат в пилоты должен провести в ночном небе. Цена вопроса - восемь тысяч рублей за час полета. Но есть и социальные программы. К примеру, лучшие студенты НГТУ могут учиться бесплатно.
- Это немаловажное направление, оно дает хороший социальный и экономический эффект, его нужно поддерживать. А социальный эффект бывает намного важнее, ведь сюда приходят учиться люди не только моего возраста, но и молодежь, - говорит полномочный представитель Президента РФ в СФО Сергей Меняйло.
Сейчас в группе занимаются 40 курсантов. По словам полпреда, спортивная авиация поможет развитию транспортной отрасли в Сибири. Записаться на курсы может любой желающий. Главное - отличное здоровье. А не влюбиться в небо, глядя на него из кабины пилота, пожалуй, невозможно.