«Космические» трамваи и вакуумные поезда покажут на форуме «Городские технологии»

Разработки будущего, представленные на форуме - это «космические» трамваи, вакуумные поезда и другие проекты. Фото Алексея Танюшина
В этом году мэрия Новосибирска ждет участников форума «Городские технологии» 4–5 апреля с миллиардными оборотами, которые готовы инвестировать в разработки будущего. Это «космические» трамваи, вакуумные поезда и некоторые другие проекты новосибирских разработчиков.

Внедрение новых технологий в городское хозяйство существенно продвинется за счет государственно-частного партнерства, считает Александр Люлько, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. По его словам, одна из корпораций, выпускающая ракеты, представит на форуме новые трамваи в «космическом» дизайне.

— Мы готовимся к молодежному чемпионату мира по хоккею, который состоится в 2023 году, и хотелось бы обновить существенным образом наш парк городского общественного транспорта, — пояснил Александр Люлько. — Корпорация разработала дизайн трамвая — совершенно новый, на уровне мировых стандартов, и уже обсуждались экономические вопросы поставки их в Новосибирск. О том, как меняется подвижной состав в Новосибирске, обозреватели нашей газеты рассказывали неоднократно. Однако есть и еще одна беда — старые трамвайные пути, которые давным-давно изношены. Смогут ли «космические» трамваи ходить по кривым рельсам или трамвайные тележки растрескаются, не выдержав нагрузки? Вот если бы на форуме предложили дешевые технологии, как рельсы привести в порядок или поменять. Но увы.

Инновационные разработки в области авиации — еще одно важное направление, которое обсудят участники форума. Тем более что именно в эти дни новосибирцы будут отмечать памятную дату — 150-летие со дня рождения выдающегося ученого Сергея Чаплыгина. В течение семи лет в СибНИА им. С. А. Чаплыгина трудятся над созданием легких летательных аппаратов, причем новая техника уже готова перевозить людей. Одно из достижений института — углепластиковый самолет. По летным характеристикам эта крылатая машина на 30–50 процентов превосходит не только Ан-2, аналогом которого является, но и современные зарубежные самолеты такого класса. Об этом рассказал научный руководитель СибНИА профессор Алексей Серьезнов. Наладить серийное производство летательного аппарата предполагают на заводе в Улан-Удэ, и сейчас идет процесс передачи документации. Кроме того, поступила заявка на заказ 200 самолетов из Республики Саха (Якутия). — Это действительно удобное, дешевое и безопасное средство передвижения в северных регионах нашей страны, — прокомментировал Алексей Серьезнов. А как скоро новосибирцы смогут пользоваться услугами малой авиации, на развитие которой нацелены проекты ученых? И что будет с местными аэропортами? Аэропорты северных и западных районов Новосибирской области сохранились, отметил Алексей Серьезнов, но их нужно приводить в порядок. Они «не распаханы, не застроены», поэтому восстановление возможно. Проблема — в экономической плоскости. — Создание самого современного самолета — и хорошего, и безопасного — упирается в стоимость билета, — напомнил руководитель СибНИА. — Если перелет из Новосибирска в Северное будет стоить на уровне поездки в автобусе, люди будут летать. А если хотя бы в два раза дороже, они выберут автобус. И это совершенно нормально. Цена на билет складывается в том числе из затрат на содержание аэропорта, а значит, самолет должен требовать минимального технического обслуживания. Сегодня весь мир решает вопрос, как уменьшить расходы, и новосибирские специалисты также работают в этом направлении. Но вопрос, когда все-таки воздушные артерии свяжут региональный центр с глубинкой, остается открытым. Между тем авиабилеты в Кыштовку, Северное и другие отдаленные районы области наверняка нашли бы своего покупателя, даже если бы стоили дороже автобусных. Ведь экономия времени и сил иногда важнее денег. Еще одна разработка института — 19-местный самолет-моноплан с верхним расположением крыла и двумя двигателями. Дальность его полета — 3,5 тысячи километров. Ближе к концу года летательный аппарат поднимется в воздух. Кроме того, продолжается модернизация самолета Як-40.

— В свое время это был классный самолет, — рассказал профессор. — Он был сделан очень хорошо, послужил достаточно долго, и, если сегодня его подвергнуть хорошей модернизации, сделать углепластиковые крыло и фюзеляж, получим уже другой самолет, нацеленный на будущее, с самыми современными экономическими характеристиками. Еще одно средство передвижения XXI века, о котором будут говорить участники форума, — вакуумные поезда. Концепция этого высокоскоростного вида транспорта основана на идее перемещения в разреженной среде. Когда сопротивление воздуха снижается, есть возможность достигать очень высоких скоростей. Такой поезд может быть как грузовым, так и пассажирским. Хотя последний вариант, конечно, более сложен. Что представляет собой вакуумный поезд? — Это большая труба, в которой низкое давление, — пояснил Александр Шиплюк, директор Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича, член-корреспондент РАН. — Капсула движется на очень большой скорости — одна-две тысячи километров в час. Чтобы снизить сопротивление движению, она должна быть без колес, на магнитной подвеске. Такой поезд даст возможность перемещаться из города в город легко, быстро и безопасно, заявил спикер. Однако реализация проекта требует серьезных денег, и в одночасье эту задачу не решить.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №14 от 3 апреля 2019 года

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент