Первое в Сибири метро имеет свои рекорды. Оно самое экстремальное в мире по температурному графику ― среднегодовой изотерме. В нем на 100 процентов решена, благодаря резиновым прокладкам, проблема вибраций, разрушающих здания над его трассой. В Новосибирске самый длинный в мире метромост — 2145 метров. На этом перечень рекордов не заканчивается.
Школьников ― под землю
Осенью и зимой 1985 года, как обычно в СССР перед сдачей серьезных объектов, работы на строительстве метро шли авральными темпами. На высоком областном партийном уровне решался вопрос об участии в стройке старшеклассников.
Вспоминается, как истеричная преподавательница истории и обществоведения из школы № 29 возмущенно кричала на собрании, что в подземелье она спустится с двумя школьными хулиганами, держа их за руки, и от себя не отпустит. А кто станет убирать строительный мусор? Партия сильно рисковала имиджем, ведь могли произойти несчастные случаи. На учительских собраниях говорили, что начальник облОНО Михаил Овечкин спустился с индикаторной отверткой под землю и обнаружил оголенные провода под напряжением!
Как школьники помогли успешному пуску метро ― неизвестно, отчетов нет, но хулиганства случались: то на метромосту камнем стекло разобьют, то железяку на рельсы подкинут. Однако актов террора со взрывами, кровью и жертвами, как в Москве или Санкт-Петербурге, Новосибирск, по счастью, избежал. За порядком в нашем метрополитене следят строго.
Так, в одном из рейдов была выявлена опасная ситуация, грозившая катастрофическими последствиями. Дело в том, что на площадке над станцией метро «Речной вокзал» сотрудники ГАИ устроили штрафную автостоянку. От постоянного перемещения битой техники на асфальте площадки и на облицовке стен станции пошли трещины. А с учетом того, что стекающие вместе с талыми водами бензин и масло из этой техники могут попасть прямо на потолок расположенной рядом трансформаторной подстанции и создать в помещении взрывоопасную смесь… А рядом электроцепи. В итоге штрафстоянку перенесли в безопасное место.
Бедовый метромост
Тему безопасности метро до сих пор опекает преемник КГБ ― ФСБ, поскольку подземная транспортная линия ― объект важный, связанный с жизнью многих сотен людей. Шутка ли, за первый год функционирования метрополитен перевез миллион человек, к концу ХХ века ― миллиард, а к 2012 году ― два миллиарда. Поэтому за подземными транспортными путями нужен глаз да глаз. За год после открытия метрополитена бдительные стражи зафиксировали ряд правонарушений. Архивные материалы проливают свет на попытки отдельных хулиганов дестабилизировать состояние правопорядка на подземных рельсах.
В одном из обязательных отчетов обкому КПСС прежний руководитель КГБ по Новосибирской области Николай Фролов отмечал, что 30 июля 1986 года в 22.00 был совершен поджог электрокабелей на станции «Спортивная». Эту давно запланированную станцию лишь сейчас готовят к сдаче в эксплуатацию вместе с Ледовым дворцом, правда, ее подвинули ближе к реке.
Беда метромоста в том, что он был плохо огорожен. По нему молодые люди совершали ― парами, в группе и поодиночке ― романтические прогулки с одного берега на другой. Их и ветер мог сдуть в воду. Вот они-то и хулиганили, подбрасывая посторонние предметы через дырявую крышу. Вскоре входы на метромост были надежно перекрыты решетками, и рискованные променады юных искателей приключений прекратились.
Судя по материалам Новосибирского партархива (фонд 4 опись 102 дело 146), дела с поджогами и наложением на пути посторонних предметов ограничивались наказаниями стрелочников и обходчиков, которые вовремя не убирали подброшенные предметы. Злоумышленники, в отличие от одноименного рассказа Чехова, не были найдены.