Достопримечательности Новосибирска: метро

Достопримечательности Новосибирска: метро
По данным на первое августа 2017 года, подземка перевезла более 2 млрд 453 млн пассажиров. Фото Михаила Пермина
Жители Новосибирска именуют родной город столицей Сибири. А какая же столица без метро?! Метрополитен — одна из главных достопримечательностей города, единственный за Уралом и, по мнению большинства горожан, самый эффективный вид транспорта в Новосибирске. Это третий по объему пассажирских перевозок метрополитен в стране, уступающий только московскому и питерскому метро. Сейчас метро загружено не более чем на 70 процентов. По данным на первое августа 2017 года, подземка перевезла более 2 млрд 453 млн пассажиров.

Необычные факты метрополитена

Красная (Ленинская) линия почти в два раза длиннее Зеленой (Дзержинской) - 10,5 км путей на восьми станциях соединяют левый берег с правым. А пять станций Дзержинской линии имеют протяженность 5,4 км. Всего в парке метрополитена числится 104 вагона, из них эксплуатируется 26 четырехвагонных состава.

В отличие от более крупных подземок - московской и питерской, уходящих вглубь толщи земли до 120 метров, метро в Новосибирске заложено относительно неглубоко - благоприятные геологические условия позволили использовать сводчатые и колонные конструкции, это значительно уменьшило стоимость строительства и позволило удобнее расположить подземные переходы, соединив выход из подземки с городскими зданиями. Новосибирский метрополитен эксплуатируется в самых жестких и экстремальных северных условиях, из–за перепадов температур в разное время года семипролетный метромост на перегоне Речной вокзал–Студенческая «сокращается» и «растягивается» на 50 см, поэтому на опорах предусмотрены специальные ролики, по которым «катается» вся конструкция. Новосибирский метромост – самый длинный крытый мост метро в мире, его длина составляет 2145 м. А перегон над Обью - самый длинный в новосибирском метро, почти три километра путей соединяют станции, а 2/3 этого расстояния занимает метромост. Самый короткий перегон можно проехать быстрее в три раза: 927 метров – именно такое расстояние насчитывается от «Заельцовской» до «Гагаринской».

перегон метро уваров.jpg

Новосибирский метромост – самый длинный крытый мост метро в мире. Фото Аркадия Уварова

Поезда метро почти в ста процентах случаев ходят без нарушения интервалов движения: среднее время ожидания состава составляет четыре-шесть минут. В часы пик (с 7.40 до 8.50 и с 17.00 до 19.00) поезда ходят чаще, в среднем каждые 2 минуты 45 секунд подъезжает новый состав метро, а в ночное время придется подождать поезд максимально до 13 минут.

Не все жители города обращали внимание, но прибытие поездов на первый и второй пути объявляют разные люди - мужчина и женщина. Это профессиональные дикторы ГТРК «Новосибирск» Раиса Томилина и Сергей Рябов, именно они «озвучивают» метро.

Станции Новосибирского метрополитена и эскалаторы

Десять станций из 13-ти было запущено в эксплуатацию 25 лет назад в период с 1986 по1992 годы. Это вся Ленинская линия и две станции Дзержинской линии. Продолжение Дзержинской ветки возобновилось лишь в декабре 2000-го года с открытием станции «Маршала Покрышкина», последующими «Березовой рощей» (2005 год) и «Золотой нивой» (2011 год). Глубже всех «зарыта» станция «Сибирская», расположенная в 15-ти метрах под поверхностью земли. Для сравнения, самая глубокая станция метро в России – «Адмиралтейская», находится в Санкт-Петербурге, ее перрон от наземных тротуаров отделяют 120 метров. На «Сибирской» находится и самый длинный в Новосибирске эскалатор, насчитывающий 150 ступеней. Самый короткий, ровно вдвое меньше – 75 ступеней, обслуживает станцию «Площадь Ленина».

метро 2.jpg

Фото Аркадия Уварова

Старейшие новосибирские эскалаторы начали работу 31 год назад на станциях «Речной вокзал» и «Октябрьская». Всего в Новосибирском метрополитене действуют 32 эскалатора, но для людей с ограниченными возможностями не предусмотрено ни одного лифта, хотя при строительстве дальнейших станций проектировщики планируют оборудовать и лифты у входа на станции.

Как долго собирались строить метро

Впервые идея оборудовать подземкой развивающийся Новосибирск была озвучена в 1954 году, но на десятки лет задумка так и оставалась нереализованной мечтой. Девятого июля 1962 года Новосибирск отметил радостное событие – в стенах одной из городских больниц родился миллионный житель. Тогда вопрос о необходимости метро был поднят еще раз, и опять почти на десять лет идея развивалась лишь на словах. Только в начале 1971 года был представлен проект «Схемы развития городского транспорта в Новосибирске», он включал в себя 36 станций протяженностью 52 км и четыре пересадочных узла. Ввиду дороговизны работ, Совет министров РСФСР к 1978 году сократил количество станций до 11-ти, их протяженность стала меньше запланированной в четыре раза – от изначальной протяженности путей оставили лишь 13,1 км. И все же, начало строительству было положено.

Принято считать, что история создания метро в городе началась на митинге, который проходил на том самом месте, где сейчас находится станция «Октябрьская», именно там забили в землю первую металлическую сваю-шпунт, ознаменовавшую собой шаг к большой стройке. На протяжении почти семи лет рабочие трудились под землей и над ней, в суровые сибирские холода и знойные дни лета, и подарком к новому 1986-му году для всех жителей города стал скоростной внеуличный транспорт – Новосибирский метрополитен. Официально принятый в эксплуатацию 28 декабря 1985 года, метрополитен открыл двери для пассажиров через девять дней – седьмого января 1986 года.

Как менялась стоимость проезда

По словам начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса городской мэрии Романа Дронова, стоимость проезда в метро скоро увеличится. Себестоимость перевозки пассажиров максимально приблизилась к тарифу - 20 рублей, поэтому увеличение до 23 рублей не за горами. А ведь когда-то проезд в метро стоил всего пять копеек, и сохранялся на протяжении пяти лет. Лишь в 1992 году цена за проход через турникеты подскочила и составила рубль. В этом же году в оборот ввели жетоны, самые первые отличались внешне от привычных нам. Это была монетка белого цвета из никелевого сплава, но уже через год ее заменили на медные жетоны, которые используются и по сей день. А еще через год, в 1993-м, за проезд следовало отдать уже десять рублей, в 1994-м 100 рублей и тысячу - в 1996 году. В этот же год в качестве оплаты вводятся контактные электронно-расчетные карты, предоставляющие скидку десять процентов на поездку, но если на карте оставались непотраченные поездки, то с началом нового месяца они аннулировались. Поэтому в 1999 году появились многоразовое карты, которые можно было пополнить в кассах. После деноминации рубля в 1998 году проезд изменился - вместо 1500 рублей необходимо было заплатить за проезд 1,5 рубля, а по картам так же действовали скидки. На протяжении десятилетия цена на проезд возрастала, но не более чем на три рубля единовременно, и к началу 2011 года проехать в Новосибирской подземке можно было по цене 15 рублей за жетон, а по картам - от 7,5 до 14 рублей. В феврале 2013 года проезд вновь подорожал, на сей раз до 18-ти рублей. К тому же, было принято решение вывести жетоны и полностью перейти на карты. С 2016 года действуют бесконтактные банковские карты платежной системы Visa и MasterCard PayPass. Достаточно приложить к турникету карту, и с нее спишется стоимость проезда - никаких очередей в кассах и терминалах по продаже жетонов. С каждым днем все больше пассажиров предпочитают именно этот способ оплаты

Пассажиропоток

В год открытия первого метро в Сибири услугами такого вида перевозок воспользовались почти 43 миллиона пассажиров. На протяжении шести лет количество пассажиров росло и достигло своего пика в 1993 году: 117 миллионов людей в год - абсолютный рекорд для Новосибирского метрополитена. Но затем начался спад. В 1996 году пассажиропоток составил 97,3 млн людей. А за 2005 год показатель количества посетителей упал почти вдвое по сравнению с 1993 годом - всего 61,8 млн людей за год проехали под землей. В феврале 2012 года метрополитен торжественно встречал двухмиллиардного пассажира.

метро 1.jpg

Фото Аркадия Уварова

Самая загруженная станция – «Площадь Маркса», на нее приходится почти 20 процентов всех пассажиров 13-ти станций. На втором месте другая конечная остановка – «Заельцовская», принимающая 12,8% от общего количества проезжающих в метро. Самая «пустая» станция – «Маршала Покрышкина», ею пользуются лишь четыре процента людей. По данным 2015 года, больший объем пассажирских перевозок в муниципальном транспорте Новосибирска пришелся на подземный транспорт – 48 процентов. Метрополитен по популярности среди горожан обогнал троллейбусы, автобусы и трамваи. Но если бы учитывались и маршрутки, тогда на долю метро пришлось бы лишь 18,5 процента от общего объема пассажиров в Новосибирске. По данным пресс-службы метрополитена, сейчас пассажиропоток стабильный - за шесть месяцев 2017 года вырос на 3,6 процента.

Что есть в метро, кроме самого метро

Сейчас никого не удивишь тем, что тоннели метрополитена не являются «мертвой зоной» для сигнала мобильной сети, кое-где даже работает Wi-Fi, но так было не всегда. Первыми «покорили» подземелье МТС, их сотовая связь внутри метрополитена работает с 2002 года. Конкуренты шутили – «зато наши абоненты в метро не ездят», но уже через три года и «Мегафон», и «Билайн» оснастили недра метро своими базовыми станциями.

Привычны жителям и киоски в переходах. Спустившись под землю, можно купить практически все - от булочек и телефонов до букетов и сувенирной продукции с фотографиями Новосибирска. Но начиналась торговая площадка с раскладных столов, а крытые павильоны появились в переходах значительно позже. В 2011 году по городу прокатилась волна слухов, что торговые точки уберут из подземки для расширения эвакуационных проходов в случае ЧС. На форумах жители сокрушались: «Жаль, часто приходится покупать что-то по дороге». Но слухи не подтвердились, и по сей день в метро торгуют разномастными товарами.

Проблема с общественными туалетами для города является застарелой. В местах большого скопления людей практически нет туалетов, а заведения общественного питания не пускают в свои уборные без обязательной покупки. Лишь в 2015 году появился платный туалет на станции «Площадь Маркса». Теперь и «Площадь Ленина», и «Красный проспект» дают возможность своим пассажирам избавиться от насущной проблемы всего за десять рублей.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент