Анатолий Иванов после службы хотел возвращаться в Казахстан, где родился и вырос. Но вмешался случай. В Новосибирске молодой человек решил погостить у друга, а его отец предложил поискать работу в Новосибирской области: «Зайди в наш обком, там газетчики нужны». И в декабре 1953-го молодой журналист уже стал редактором газеты Мошковского района, которая тогда называлась «За высокие урожаи».
Имя Анатолия Иванова увековечено на здании редакции районной газеты, которая сейчас называется «Мошковская новь». Фото автора.
Кроме редактора в газете работал только один человек – ответственный секретарь. Иванову в то время было 25 лет, его коллега был на два года младше. Каждый день они на чем придется колесили по Мошковскому району, собирали материалы для следующего номера. А ночами Анатолий писал прозу: в Мошкове он только начинал свой литературный путь. Здесь он написал рассказы для сборника «Алкины песни», здесь собрал материалы для романа «Повитель». Это произведение автор переписывал не единожды. После четвертой правки хотел совсем забросить роман, но у него не получилось оставить свое детище. Пятую версию рукописей он сжег в печи Мошковского дома. За четыре года автор переработал «Повитель» девять раз, исписал мелким почерком 2979 листов.
Анатолий уехал из Мошкова осенью 57-го года. В Новосибирске он закончил «Повитель» и написал «Тени исчезают в полдень», параллельно работая в редакции «Сибирских огней». В Мошковский район автор приехал через десять лет на встречу с читателями.
«Анатолий Степанович вел себя просто и скромно, внимательно выслушивал мнения читателей, в том числе и критические. Говорил о писательской «кухне», о том, что прежде, чем произведение завершено, перелопачивает «тысячи тонн словесной руды»... Анатолий Степанович тогда сказал:
«Благодарю тот день и тот час, когда дал согласие на работу в мошковской районной газете,
потому что мне это, в частности, для романа дало очень много… Бывая в колхозах и совхозах, я научился распознавать самобытные народные характеры, газетная деятельность научила замечать, анализировать, а потом и художественно исследовать те процессы, которые постоянно происходят в обществе… Вот тут у меня зарождались первые замыслы, которые попытался передать в своих произведениях».
О том, что в этом доме жил знаменитый писатель, напоминает мемориальная доска. Фото автора.
Анатолий Степанович в Мошкове жил на Советской улице, в маленьком деревянном доме на двух хозяев. Половина этого дома сейчас обшита сайдингом, а на второй, бревенчатой, висит мемориальная доска с именем писателя. На здании редакции районной газеты, которая сейчас называется «Мошковской новью», висит похожая доска с перечислением заслуг А. С. Иванова и его фотографией.
О том, что знаменитый писатель жил и работал в их поселке, мошковчане хорошо знают:
– У моей сестры пять томов Иванова, так что я однажды всю зиму его книги читала. Первым мне в руки попал «Вечный зов» – коллега посоветовала, – рассказывает Вероника Ставицкая, – а любимым романом у Анатолия Степановича для меня стала «Повитель». Такого описания сибирской природы я ни у кого не читала. Как он каждую травинку изображает: это же непередаваемо! По этой книге можно узнать, какой давным-давно была жизнь в наших краях. Интересно замечать, как перекликаются названия в романах Иванова. В «Вечном зове» Шантара есть, это точно наша Ташара (поселок на берегу Оби в Мошковском районе), все созвучно.
С большим рвением я стала читать книги Анатолия Степановича потому, что он для нас почти земляк: родной, свой человек. Я горжусь тем, что он трудился в Мошкове. Каждый раз, когда прохожу мимо его дома, обращаю внимание на мемориальную доску и думаю: как же хорошо, что такой талантливый человек у нас жил.
В фильме никогда не увидишь то, что заложено в книге. «Вечный зов» и другие экранизированные романы Иванова я всем советую прочитать.