Как вернуть новый автомобиль дилеру

Как вернуть новый автомобиль дилеру
По данным «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ), в прошлом году в России продан 1 млн 800 тысяч 591 новый автомобиль. Фото Алексея Танюшина.
Купив новый автомобиль у дилера, можно вернуть его обратно в автосалон на вполне законных основаниях. Но процедура возврата машины отличается от обычной покупки, так как транспортное средство относится к категории технически сложного товара. Корреспондент VN.RU выяснил, в каких случаях можно вернуть дилеру автомобиль без собственных финансовых потерь, даже получив при этом прибыль.

По данным «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ), в прошлом году в России продан 1 млн 800 тысяч 591 новый автомобиль. Согласно исследованиям аналитиков «Автостат», в среднем более 100 российских владельцев новых автомобилей в год подают на дилеров в суд, требуя вернуть деньги за машину из-за существенных недостатков. Относительно количества всех проданных автомобилей, это совсем небольшой процент. Во многом такой показатель вызван нежеланием дистрибьютеров портить имидж марки, что приводит к массе компромиссных решений — замене машины или ремонту автомобиля силами дилерских центров.

Танюшин Алексей-4633 дорога пробки машины.jpg

Юристы советуют оформить у автодилера документальное подтверждение расторжения соглашения о купле-продаже.

Причины для возврата

Как правило, автомобилисты очень ответственно подходят к покупке автомобиля. Но бывает и так, что недостатки в машине невозможно заметить в дилерском центре - они проявляются только в процессе эксплуатации. Согласно Федеральному закону о защите прав потребителей, поводом для расторжения договора на покупку автомобиля и возврата денег могут стать регулярные поломки. Практика показывает, что через суд можно вернуть даже большую сумму, чем было потрачено на покупку нового автомобиля, его ремонт, оплату экспертиз и услуг адвокатов.

«В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены» (ст. 18 ФЗ о правах потребителей № 2300-1).

Предъявить свои законные требования покупатель может продавцу, импортеру или изготовителю. А в случае игнорирования законных требований покупателя закон гарантирует восстановление справедливости через суд.

Если автомобиль кредитный

Закон не запрещает возвращать дилеру автомобиль, купленный в кредит. Конечно, сложнее будет забрать у банка уплаченные деньги, но сделать это можно, если действовать последовательно и запастись терпением.

Юристы советуют оформить у автодилера документальное подтверждение расторжения соглашения о купле-продаже. С этим соглашением необходимо прийти в банк, который обязан выплатить деньги, потраченные на погашение долга и плату за предоставление кредита. Деньги, уплаченные за автомобиль, обычно салон сам возвращает в банк. После расчета необходимо взять в банке справку о том, что у него нет денежных претензий.

«Когда человек возвращает кредитный автомобиль, он прежде всего хочет вернуть деньги за некачественное транспортное средство, и банковский автокредит не мешает возврату некачественного товара, - рассказал корреспонденту VN.ru консультант региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Эксперт качества»» Евгений Казанцев. - В законе прописан порядок действий, которые связаны и с отказом от договора купли-продажи, и с требованием возврата денег. Во-первых, нужно заявить требование о возврате денег. Во-вторых, получить эти деньги. Затем рассчитаться по своим обязательствам за кредит. Например, за автомобиль заплатили 2 млн рублей – покупатель взял автокредит. Банк перечислил эти деньги дилеру за потребителя. Затем потребитель отказывается от договора купли-продажи, получает, предположим, судебное (или досудебное) решение. Потребителю автодилер возвращает деньги. Затем у потребителя возникает обязанность возврата автомобиля. Он освобождает автомобиль от обременения и передает автомобиль дилеру».

Почему мало судебных исков

По данным «Международной конфедерации обществ потребителей», в России ситуации с возвратом автомобиля дилеру встречаются нечасто. При средних показателях продаж около 2 млн автомобилей в год в стране дилерам возвращают чуть более 100 машин.

«Иски к дилерам в России – это единичные случаи, – цитирует «Автостат» председателя правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрия Янина. - Тенденций к росту числа судебных разбирательств с недобросовестными дилерами или импортерами сейчас не отмечается. Однако, судя по тому, как сервисные центры загружены ремонтными работами гарантийных автомобилей, исков могло бы быть значительно больше».

 

Эксперт отмечает, что многие автовладельцы, которые хотели бы вернуть машину и получить все деньги обратно, не обращаются в суд, понимая, что это не менее шести месяцев битвы адвокатов, три экспертизы и расходы на юристов. Не каждый рискнет вступить в длительную и затратную судебную тяжбу с дилером.

На памяти новосибирских экспертов авторынка, за последний десяток лет в столице Сибири не было резонансных историй с возвратом автомобилей дилеру и возмещения финансовых средств клиенту. В неформальных беседах с корреспондентом VN.ru руководители отделов продаж автосалонов говорят, что чаще всего дело ограничивается либо ремонтом автомобиля, либо, в самом крайнем случае, – его заменой на другой новый автомобиль.

Танюшин Алексей-7691 toyota.jpg

Как правило, автомобилисты очень ответственно подходят к покупке автомобиля.

Из числа скандальных историй в соседних регионах - выигранный иск в Красноярске в 2015 году. Клиенту удалось отсудить у дилера штраф и полностью вернуть себе деньги за неисправный автомобиль. Мужчина купил в одном из автосалонов BMW 525 xDrive за 2,135 млн руб. В первый год эксплуатации автовладелец столкнулся с браком системы отопления салона и обогрева стекол. Дилер несколько раз брался за ремонт по гарантии, но не смог устранить все проблемы.

В итоге владелец автомобиля решил расторгнуть договор купли-продажи и получить всю сумму за автомобиль, но получил отказ от дилера. Районный суд Красноярска встал на сторону истца. Пытаясь избежать предусмотренного законом «О защите прав потребителей» штрафа, продавец вернул клиенту уплаченные ранее за машину деньги (2 млн 135 тыс. руб.) за две недели до вынесения судом решения. Автовладельца это не устроило: он обжаловал решение суда, потребовав наложить на автосалон штраф в свою пользу за ненадлежащее исполнение обязательств. Суд удовлетворил жалобу. В результате дилера обязали выплатить автолюбителю дополнительно 700 тыс. руб.

«Ветераны» дилерских продаж в Новосибирске помнят судебную тяжбу местного дилера лет десять назад с клиентом, пытавшимся вернуть Nissan Murano: этот кроссовер разочаровал владельца после поездки в Горный Алтай. Гендиректор автохолдинга даже собрал круглый стол, посвященный теме «потребительского экстремизма», приводя пример с покупателем Nissan Murano. Однако приглашенный на круглый стол главный специалист комитета мэрии Новосибирска по защите прав потребителей Александр Берилло пресек дискуссию, заявив, что клиенты «кормят» дилеров, а разговоры о «потребительском экстремизме» носят надуманный характер.

«Дилеры склонны перекладывать вину на клиента, ссылаясь на человеческий фактор, или на производителя, который допустил брак. Удивительно, что дилеры не хотят нести совсем никакой ответственности за товар, учитывая тот факт, что им создали максимально благоприятные условия для навязывания гарантийного обслуживания», - уверен Дмитрий Янин.

Лазейки в законодательстве

Культивирование мифа о потребителях-экстремистах выгодно продавцам, чтобы минимизировать свои издержки, связанные с гарантией. Клиенты это понимают, зачастую отвечают «взаимностью». Например, могут вернуть и вполне качественный автомобиль.

Автомобиль входит в перечень продукции, не подлежащей возврату или обмену (Список утвержден Постановлением Правительства РФ № 55 в 1998 году). Однако в статье 18 закона «О защите прав потребителей» сказано, что в случае обнаружения недостатка в товаре в виде неоднократно проявившегося одного и того же дефекта клиент имеет полное право потребовать замены товара с истекающим гарантийным сроком на новый.

Нацеленный на получение «обновки» автомобилист использует по полной эту лазейку в законодательстве. Например, многие современные модели машин оснащены массой электронных систем, работа которых может быть нестабильной. Есть такая категория людей, которые из якобы поломки автомобиля стараются выжать для себя максимум выгоды. Но юристы не спешат называть это «потребительским экстремизмом», поскольку клиенты автосалона действует в рамках правового поля.
Комментарии
Комментировать
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент