Анатолий Николаевич родился в городе Куйбышеве, учился в десятой школе. С большой гордостью и любовью он вспоминает свою маму – Александру Карповну, которая прошла всю войну – была медицинской сестрой. «Она часто вспоминала, как они выходили из окружения, – рассказывает супруга Анатолия Николаевича – Елена Александровна. – Домой на нее даже несколько раз приходили «похоронки», но Александра Карповна вернулась с фронта живой, была награждена медалью «За отвагу».
«В семье было трое детей – мама и двое ее братьев, – продолжает рассказывать Анатолий Николаевич. – Один из них служил на флоте, другой был десантником. И все вернулись домой с фронта. А я с детства всем говорил, что обязательно буду и танкистом, и летчиком! Так и получилось!»
Когда пришло время срочной службы, Анатолий Составов окончил с отличием «учебку» и был направлен в Германию в танковые войска. В памяти Анатолия Николаевича осталась военная форма пш (полушерстяная), юфтевые сапоги и брюки галифе, которые он ушивал по фигуре. Елена Александровна говорит: «По молодости он носил джинсы и очки, как у «битлов», в общем, был «модником» (улыбается)».
В армии Анатолий Николаевич управлял танком «Т-55», был заместителем командира взвода. Демобилизовался в звании старшего сержанта. «На службу в Германию я ехал целый месяц на поезде. А обратно возвращался на самолете, но, правда, пришлось три дня ждать, когда дадут разрешение на вылет – были нелетные погодные условия. А когда поднялись в воздух – это было чувство, которое не описать. А еще был момент – бортпроводница зашла в салон и сказала: «Мы пролетаем границу Советского Союза». И мы всем самолетам давай кричать: «Ура!» – очень радовались, что возвращаемся домой».
Служба в танковых войсках закончилась, и танкист Составов вернулся в родной Куйбышев. Но в списке Анатолия Николаевича значилось не только управлять танком, но и самолетом – стать летчиком. Этому поспособствовал случай – друг позвал поступать в летное училище, но сам не поступил – по зрению не прошел, а Анатолий Составов стал студентом тогда еще Омского летного училища, где впервые сел за штурвал самолета «АН-2» и совершил четыре прыжка с парашютом. Окончил Анатолий Николаевич училище с красным дипломом. Здесь Елена Александровна раскрывает секрет: «Школу же он окончил с тройками, а вот танковую «учебку» и летное училище – на одни пятерки. И за отличную учебу Анатолий вошел в пятерку выпускников, которых направили на обучение на самолеты «АН – 24»».
Еще во время обучения в училище у Анатолия Составого инструктора замечают одну особенность – он лучше всех садит самолеты – плавно и ровно. Эта «особенность» и в дальнейшем будет отличать уже пилота самолета Составого. «Я всегда мягко садил самолеты, при любых погодных условиях, – рассказывает Анатолий Николаевич. – Диспетчеры так и говорили: «Это же Толик летит, он сядет!» А случалось все – и в грозу сильную попадали, все небо светилось. Но чувства страха не было, было чувство ответственности».
Свою профессиональную деятельность Анатолий Составов начал в городе Гурьев (Казахстан, теперь город Атырау) в качестве второго пилота самолета «АН-24». За плечами пилота первого класса и бывшего командира самолета Анатолия Николаевича – 25 лет, проведенных над облаками и на «АН-24», и на «АН-26». Его самая памятная награда – нагрудный знак отличия «За безаварийный налет часов». «Этот знак у меня за 10 тысяч часов, – рассказывает Анатолий Составов. – Хотя там, конечно было больше – но не все учитывалось».