Новосибирск -14.3 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

Достопримечательности Новосибирска: паровоз «Феликс Дзержинский»

Достопримечательности Новосибирска: паровоз «Феликс Дзержинский»
Фото Аркадия Уварова
Более 30 лет при въезде на Димитровский мост стоит паровоз серии «Феликс Дзержинский». Судьба паровоза ФД21-3000 сложилась удачно. Его не подарили китайцам, не сдали в утиль. Хотя планы разрезать на металл имелись, но их не реализовали – руководители железной дороги решили сохранить исторический паровоз для потомков.

Этот памятник истории и объект культурного наследия – персональный локомотив Героя Социалистического Труда, почетного железнодорожника Николая Лунина. 

После выхода на пенсию «Лучший паровоз Советского Союза» стоял на запасных путях станции «Новосибирск-Главный». Потом его, по некоторым сведениям, перевезли на станцию «Тайга». Через непродолжительное время перевели на станцию «Болотная», а затем возвратили на «Новосибирск-Главный». Здесь установили на постамент. После сдачи в эксплуатацию Димитровского моста он занял нынешнее место на путепроводе на улица Ивачева, 1а. Был он поначалу обычного черного цвета.

В 1986 году почта СССР выпустила марку с изображением легендарного паровоза – мечту филателистов. 

В быту железнодорожники называли этот паровоз просто – Федя, Федюк, Феликс.

Дитя первой пятилетки

Луганский паровозостроительный завод выпускал локомотивы серии «Феликс Дзержинский» с 1931 по 1941 год. Эти паровозы – прекрасное дитя первой пятилетки. Рекордный срок создания локомотива от эскиза до готового изделия – 170 суток!

Одна из ударных бригад предложила: «В честь одного из лучших наркомов путей сообщения, организатора борьбы за обновление и реконструкцию социалистического транспорта, чекиста, непримиримого борца с контрреволюцией, саботажем и вредительством, верного часового пролетарской страны, железного Феликса Дзержинского, назвать его именем паровоз типа 1-5-1, присвоив ему серию ФД».

За десять лет было изготовлено 3213 паровозов серии ФД. Началась война, и сборку четырех незавершенных паровозов закончили в Улан-Удэ. 

Синий паровоз – новатору

Имя Николая Лунина было не менее популярно, чем имена Алексея Стаханова или Александра Покрышкина. Лунин стал старшим машинистом совсем молоденьким – в 20 лет – и сразу же начал использовать новаторский метод эксплуатации паровоза. Сами члены бригады устраняли неполадки в локомотиве, ибо кто же знает слабости машины лучше, чем водители. Почин Лунина переняли семь тысяч паровозных бригад! Была сэкономлена масса времени, значительно повышена производительность труда.

лунин.jpg

Николай Лунин позирует на фоне легендарного паровоза серии «Феликс Дзержинский».. Фото из архива VN.ru

К ноябрю 1940 года паровоз Лунина под номером ФД20-1242, в два раза перекрыв норму пробега, встал на ремонт. А в январе 1941 года, 75 лет тому назад, специальным решением наркома путей сообщения Лазаря Кагановича бригаде Лунина был передан красавец – юбилейный 3000-й паровоз серии ФД, покрашенный по этому случаю в ярко-синий цвет.

Зимой Николай Лунин доставил в замерзавшую Москву 100 вагонов с углем, положив начало движению сверхтяжелых поездов. За этот почин он получил Сталинскую премию. Часть премиальных денег сибиряк передал на строительство подводной лодки «Новосибирский комсомолец», а часть отдал детским домам, а также купил на собственные средства 30 вагонов кузбасского угля и со своей бригадой на своем паровозе доставил их в освобожденный разбомбленный Сталинград.

5 ноября 1943 года Лунин стал Героем Социалистического Труда. Скончался он после тяжелой болезни 3 октября 1968 года, прожив лишь 53 года.

1986_CPA_5771.jpg

На популярных в советские годы почтовых марках паровоз ФД 21-3000, установленный в честь Николая Лунина, был популярной иллюстрацией. Фото из архива VN.ru

«Прорвался вражеский бронепоезд, сея смерть и разрушение»

Журнал «Техника – молодёжи» в 1974 году из номера в номер публиковал исторические статьи о советском паровозостроении под редакцией инженера путей сообщения В. Ракова. В июньском номере журнала речь шла о паровозах серии ФД. Цитата, стр. 46: «В тяжелую годину Великой Отечественной войны на одну из крупных железнодорожных станций Донбасса прорвался вражеский бронепоезд, сея смерть и разрушение. Старый машинист (имя его, к сожалению, не удалось установить) быстро поднялся в стоявший под парами на запасных путях паровоз ФД20 – именно тот, который осваивал Лунин, – и помчался навстречу фашистскому бронепоезду. Советский машинист совершил беспримерный в истории вождения паровозов подвиг – встречным тараном он сбросил вражеский состав под откос и погиб сам».

Речь идёт о том самом паровозе ФД20-1242, на котором Лунин показывал пример образцовой ударной работы в довоенные годы.

После войны паровозы серии ФД перестали изготавливать.

Примерно тысячу паровозов ФД подарили Китайской Народной Республике, где они трудились еще несколько десятилетий. Какое-то количество их отправили в КНДР.

В СССР списанные паровозы использовали в качестве мобильных котельных, с помощью них, например, отапливали цеха строившихся заводов. Ветераны НЗХК вспоминают, что такое было: пока не построили ТЭЦ-4, просторные цеха отапливались старыми паровозами.

Конечно, случалось, и довольно часто, что многотонные локомотивы ФД резали на металл. Совсем недавно, в апреле нынешнего года, Министерство обороны решило, к примеру, сдать в утиль подводную дизель-электрическую лодку Б-401 «Новосибирск». Город не смог оплатить ее доставку на берег Оби, чтобы сделать музеем. Куда её? На металлолом.

Любимец молодоженов

Паровоз – главный объект «Мемориала Славы труженикам тыла 1941 – 1945 гг.». Мемориал можно назвать трижды памятником: героическому труду железнодорожников в годы войны; конкретно Николаю Лунину и членам его бригады, а также паровозостроительной индустрии советских лет.

_MG_1760.JPG

Около легендарного паровоза любят устраивать фотосессии новосибирские молодожены: место и правда очень красивое. Фото Аркадия Уварова

Здесь любят проводить фотосессии сибирские молодожены. Виды отличные: река, мост, скоростные поезда дальнего следования, проспект, автомобили, шикарные здания. И, конечно, роскошный ретро-паровоз, устремленный из прошлого в будущее. В Интернете легко найти образцы иллюстраций и приглашения свадебных фотографов сделать снимки на память на фоне легендарного паровоза.

Это не единственный подобный локомотив, ставший памятником. К примеру, на станции «Инская» на постаменте возвышается паровоз ФД20-2610, на котором работал Герой Социалистического Труда, машинист-инструктор Павел Дмитриевич Шолкин – последователь Лунина, тоже наш земляк. А в Музее железнодорожной техники на станции «Сеятель» есть ещё один такой паровоз – ФД20-588: можно посмотреть на него и там.

Районные СМИ

Новости сюжета - История

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: