Сенсационное заявление прозвучало из уст руководителя одного из крупнейших новосибирских производителей обуви. Качнется ли цена на отечественную обувь в пользу потребителя? Насколько мы заинтересованы в российских ботинках и сапогах? В поисках ответа на эти вопросы корреспондент «Советской Сибири» отправился в обувные магазины.
Еще три года назад в России непросто было найти обувь отечественного производства — рынок на 80 процентов состоял из импорта. В 2015 году доля обуви, сделанной за границей, снизилась до 63 процентов, однако, как говорят эксперты, произошло это вовсе не из-за роста российского производства, просто ввозить стали меньше. Рынок сжался, и понятно, что цены от этого не стали ниже. — Мы видим, что российское производство восстанавливается, наращивает объемы, фабрики загружены заказами, — оптимистично замечает Антон Титов, руководитель группы компаний «Обувь России». Правда, посещение восьми новосибирских обувных мультибрендовых магазинов показало, что прилавки отнюдь не завалены отечественной продукцией. В трех первых магазинах, куда мы заглянули, не продавали российскую обувь вообще. Первый был фирменный, предлагал «шузы» из братской Белоруссии, второй — французский бренд китайского производства. Третий магазин сосредоточился на финской, португальской, бразильской обуви в дорогом сегменте: сапоги здесь обойдутся не менее чем в 15 тысяч рублей. В Новосибирске хорошо продается обувная продукция из Туниса, Вьетнама и Марокко. Только один из исследованных магазинов представлял покупателю исключительно обувь отечественную, пошитую в Москве. Остальные берут на пробу — первый год выставили стойку с российской продукцией на видном месте, чтобы проверить, как реагирует покупатель. — Наша обувь пользуется большим спросом, — похвалила продукцию продавец. — Очень долговечна. Мужчины носят одну пару по 5–7, а то и 10 лет, и потом приходят за такой же. Цена на обувь из зимней коллекции с прошлого года поднялась на 800–1000 рублей, но все равно остается ниже, чем на импортную обувь. Московская идет под импортным брендом. Пользуется спросом у женщин после 40 лет. Колодка не так элегантна, как, например, у китайских производителей, но ценят ее как раз за удобство. Она устойчива, полностью из натурального меха и кожи. В одной из обувных сетей находим наряду с сапогами, произведенными в Китае, Бразилии, Португалии, Германии и даже Швейцарии, изделия петербуржских и брянских обувщиков. — Продукция российских фабрик дешевле, а по качеству, на мой взгляд, она не уступает импортной, — считает заведующая магазином. — Какой товар пользуется большим спросом? Более дешевый, конечно. Находим бренд новосибирского происхождения. В фирменном магазине нам сказали, что часть продаваемой обуви шьют на китайской фабрике, часть — на новосибирской. — В этом году изменился модельный ряд: помимо классики, появилось молодежное направление — подошва-трактор, низкий каблук. Вся обувь производится из натуральных материалов. Не скользит и не промерзает, — объясняет продавец. Вывод напрашивается один: пока наш производитель робко пробивается на прилавок через ряды импортных ботинок, босоножек и сапог. Кстати, цены на российский товар далеко не всегда ниже. Пятигорские сапоги не уступили по цене итальянским. Питерская обувь, сшитая по финским технологиям, тоже равняется в цене на импорт. — Российский производитель может качественно работать в массовом сегменте повседневной комфортной обуви, — комментирует Антон Титов. — По некоторым позициям у нас себестоимость ниже, чем у аналогичной продукции в Китае, на 15, даже 30 процентов. Это если мы говорим о продукции, которая полностью производится из российских комплектующих. Сейчас есть хороший шанс для развития, роста российского обувного производства, который дает «слабый» рубль. На этом очень хорошо растут компании с полным производственным циклом. В данном сегменте сейчас очень большой выигрыш. Ситуацией воспользовались многие российские производители. Так, в Бердске уже началось расширение мощностей на обувной фабрике S-tep, идет переоборудование производства, в 1,5 раза расширены площади. Выпуск достигнет 1,5 миллиона пар в год с перспективой роста до 2 миллионов пар. «Мы отказываемся от старой, классической технологии, переходим полностью на автоматические комплексы, это дает возможность в будущем достаточно хорошо конкурировать», — говорят наши обувщики. Как выяснилось, для обувной промышленности России сегодня открылась колоссальная ниша в сегменте специальной обуви: для ведомств, военнослужащих, рабочих производственных компаний и так далее. Объем этого рынка — 150 миллиардов рублей, ежегодное потребление — более 50 миллионов пар. Еще несколько лет назад этот сегмент практически полностью снабжался импортом. За 2015 и 2016 годы приняты довольно жесткие ограничения и запреты на поставки этой продукции из-за рубежа по госзакупкам. Сейчас компании трудятся в круглосуточном режиме, в выходные, со стопроцентной загрузкой мощностей. Поэтому, если российские предприниматели будут выбирать для себя стратегию «выезжать» не только на ослаблении рубля и законодательных ограничениях ввоза импорта, но и на модернизации производства, есть шанс вырастить крупные конкурентоспособные предприятия. — Я бы сказал, что речь идет не столько о замещении импортных товаров, сколько о работе над качеством нашего производства, — подчеркнул Антон Титов. — Это одна из причин, почему в прошлые годы доля импорта во многих секторах была очень высокой: многие российские производители были просто неконкурентоспособны.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №47 от 23 ноября 2016 года