Новосибирск

Четыре новосибирских капитана: как отец влюбил сыновей в небо

10.03.2022
Елена Козина
 Обь
Четыре новосибирских капитана: как отец влюбил сыновей в небо
Константин Андреевич, Анатолий Николаевич, Борис Анатольевич, Павел Борисович - династия капитанов Передеренко (слева направо)
Продолжаем публиковать истории людей, внесших вклад в развитие Новосибирской области, встречающей в этом году свое 85-летие. В регионе проживает уникальная семья, в которой сразу четыре капитана воздушных судов. Все они работали или работают в авиакомпании S7, которая известна как «Сибирь».

Анатолий Передеренко родился в апреле 1940 года в Новосибирске. Родительский дом стоял на самом берегу шумной в те годы и бурлящей реки Каменки. Сейчас на этом месте - торговый центр «Аура», а о реке напоминает только низменность. Много лет назад, мальчишка, потерявший на войне своего отца, смотрел в небо с высокого берега Каменки и любовался пролетавшими над городом самолетами. Так родилась мечта о небе. Весной 1945 года будущий капитан чуть не утонул в Каменке, когда та разлила свои воды. Это увидели соседские подростки и достали из ледяной воды мальчика. Он уже не дышал. Люди, оказавшиеся поблизости, откачали его и привели в чувство.

В трудные послевоенные годы Толя с мамой и младшей сестрой Валей уехали на Камчатку. Жили на Ключевской сопке: мама работала, дети учились в школе. Вскоре семья вернулась в Новосибирск, и Анатолий доучивался в школе № 75. Он даже не знал, что в городе есть аэропорт. Но в центральном Доме пионеров (здание Дома Ленина, в котором размещался ТЮЗ) открылся кружок авиамоделирования,. В нем Анатолий три года с увлечением занимался. А в 1956 году занял I место на соревнованиях по классу авиамоделей в Мочище. И тогда победителей в качестве поощрения прокатили на У-2. Так Анатолий впервые поднялся в небо. Желание стать летчиком только усилилось.

На шаг ближе к мечте

В 1957 году Анатолий Передеренко закончил школу и решил поступать в летное. В газете «Советская Сибирь» на глаза попалось объявление о наборе в Бугурусланское летное училище. Прельщали и сроки обучения - всего два года. Анатолий сдал экзамены и был зачислен. Через год начались полеты на У-2: сперва с инструктором, потом - самостоятельно. Первый полет 13 июня 1958 года помнит и сейчас: как сделал четыре круга над аэродромом, выполнил необходимые фигуры пилотажа, дважды заходил на посадку… (с первого что-то пошло не так). На втором курсе пришло сообщение, что обучение продлится еще на год. Осваивали Як-12. В 1960 году Анатолий Николаевич получил диплом пилота гражданской авиации IV класса. Молодого летчика направили в Барабинск. Там базировалось звено Як-12 (маленьких четырехместных самолетов). Возили трех пассажиров и почту в отдаленные и труднодоступные районы. Налетал там первую тысячу часов.

Вертолеты

Однажды приятель Анатолия Николаевича из 116-го летного отряда предложил переучиться на вертолеты. Идея понравилась, и молодой летчик отправился в Кременчуг (Украина) на трехмесячные курсы переподготовки. Вернулся в Новосибирск на службу в вертолетную эскадрилью и начал летать вторым пилотом на МИ-4 по всей Сибири и на Алтае. В 1963 г. стал командиром вертолета. В этом же году и женился. Один раз и на всю жизнь. Невесту встретил в Барабинске. Юная медсестра Эльза покорила сердце летчика. Анатолий Николаевич и Эльза Анатольевна живут в браке 59 лет и готовятся к бриллиантовому юбилею. Они воспитала двоих сыновей, пятерых внуков и в Москве подрастает первая правнучка. Но об этом - позже…

Как пишет газета города Обь «Аэро-Сити», в 1965 г. Анатолия Николаевича назначили на должность заместителя командира эскадрильи. В этом же году он стал коммунистом. В его ведении была лесоавиационная охрана, разведка нефтеразрабатывающих объектов.

В 1971 г. Передеренко предложили возглавить летно-штурманский отдел ЗапСиб отделения Управления гражданской авиации. Стал пилотом-инспектором. Работа подразумевала курирование летных подразделений (по вертолетам), расследование аварий и авиакатастоф, методическую работу, обучение командного состава.

Небо на всю жизнь

В 1974 г. вся семья Передеренко переехала в Ленинград. Глава семейства поступил в академию гражданской авиации, где обучался четыре года. Мальчишки ходили в гарнизонную школу в авиагородке. Там жили и курсанты академии, и летный состав. Постоянное общение с летчиками, и небо, такое близкое и манящее, были рядом. В 1978 г. отец с отличием закончил академию, и семья вернулась в Новосибирск. Анатолия Николаевича назначили заместителем начальника летно-штурманского отдела авиации (ПАНХ-применение авиации народного хозяйства). В этой должности он работал вплоть до начала перестройки в 1986 г. Начались кадровые перестановки, Анатолий Николаевич ушел в летный отряд и стал командиром вертолета МИ-8. Налетал он в общей сложности более 10 000 часов. Пилот 1 класса, Отличник гражданской авиации… С 1991 по 1994 годы был замполитом летного отряда. После официально вышел на пенсию. Небольшую группу молодых пенсионеров чествовали в Гарнизонном Доме офицеров. Но списывать со счетов Анатолия Николаевича было рано. Ему предложили должность начальника штаба Новосибирского авиапредприятия в городском аэропорту. Там работал до 1997 г. Затем стал заместителем директора по грузовым перевозкам в «Толмачево». Проработал в этой должности 12 лет и окончательно ушел на отдых. Живут с женой на даче в Сокуре. Туда к ним приезжают дети и внуки. Там - добротный дом, большой земельный участок. Недалеко от дачного общества есть аэродром. В свои 80 лет, совпавшими с очередной волной пандемии, много гостей встретить не получилось, но праздник себе Анатолий все же устроил. Он поднялся в небо вместе с инструктором и пролетел над своим домом, махнул крылом соседям, вышедшим посмотреть на его полет. Не удержался и сын. Тоже поднялся в небо с этого же аэродрома.

Династия капитанов

Старший сын Андрей после окончания школы поступил в Омское летно-техническое училище. Через три года стал авиатехником по приборному оборудованию самолетов и вертолетов. Затем женился и перевелся в Каргасок, где переучился на электрика и с этой профессией идет по жизни.

Младший Борис поступил в Кременчуг, где готовили вертолетчиков. Но сразу же после поступления его призвали в армию. Два года служил в авиационных войсках. После армии поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации и осваивал там два года АН-2.Но ему посоветовали перевестись в украинский Кировоград и там начать учебу снова. В 1993 г. он уже летчик - пилот самолета АН-24. Приехал в Толмачево. Но от самолетов этой модификации начали отказываться, и ему предстояло переучиться на Ту-154. Два года летал вторым пилотом, потом стал командиром. Работал и в России, и в Иране. Позже переучился на трехсотместный А-310. Летал пилотом-инструктором практически по всему миру. Сейчас - за пультом управления А-320. Часы налетов приближаются к 10 тысячам. Он на пенсии, но еще летает.

Внук Константин Андреевич 9 лет назад окончил Ульяновское высшее авиационное училище. Он - пилот-инженер гражданской авиации. Работает в авиакомпании «Сибирь». Уже два года командир А-320.

Еще один внук - Павел Борисович - выпускник этого же училища. После получения диплома пилота-инженера призван был в армию. Служил в Иркутске в ракетных войсках. Затем взяли пилотом в авиакомпанию «Сибирь» на самолет «Эмбраер» бразильского производства. В настоящее время - кандидат на ввод в строй командиром.

Semya_Perederenko.jpg

Если соединить вместе годы, в течение которых представители династии летчиков Передеренко отдали небу, то общий летный стаж уже насчитывает 74 года.

Младшие внуки Передеренко учатся в школе. Средний внук Артем - в четвертом классе и общеобразовательной, и музыкальной школы. Недавно ездил в Санкт-Петербург на всероссийский Фестиваль народных инструментов. Он играет на балалайке. Уже выступал с оркестром на большой сцене в Новосибирске. Конечно, дед ждет, что и у него проявится любовь к небу. Но разве игра на балалайке помешает стать летчиком?

Внучка Анатолия Николаевича играет на фортепьяно. Она тоже учится в музыкальной школе и в творческом плане подает определенные надежды. Может сыграть для деда с закрытыми глазами, чем восхищает бывалого летчика. Неосуществившейся мечтой для него осталось желание научиться играть на аккордеоне. Пробовал, но ничего из этого не вышло. Возможно, поэтому такие успехи на сцене делают его внуки?

Послесловие

Работа всегда нравилась. Анатолия Николаевича помнят бывшие коллеги, знает и нынешнее руководство гражданской авиации.

Ежегодно 9 февраля собираются вместе старые авиаторы и за праздничным столом вспоминают свою летную жизнь и тех друзей, которых уже не стало. Они поддерживают авиационное и вертолетное братство. На следующий год собираются, как положено, отметить 100-летие гражданской авиации. Ведь именно 9 февраля 1923 г. был совершен первый рейс: Москва - Нижний Новгород, положивший начало гражданской авиации в России. Профильного Министерства давно нет, а праздник остался. А бывших летчиков, как известно, не бывает. Живет старая летная гвардия под девизом: «Не видишь в небе самолета - и небо кажется пустым…»

Новости
Больше новостей

Родня по переписке
Больше историй
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей
Родня по переписке