«Самая яркая погоня на моей памяти началась рано утром. Мы стояли на улице Дуси Ковальчук. BMW X5 не остановился – начали преследование. В итоге, водитель свернул на набережную к отелю «Ривер Парк», раньше там был центр BMW.
Припарковался, выбежал из автомобиля, нырнул в реку и поплыл по Оби вниз по течению,- вспоминает старший инспектор ДПС полка ДПС Госавтоинспекции Сергей Максюков. - Вызвали МЧС – испугались, что он может утонуть. Спасатели начали на лодках его вылавливать. Пытаясь скрыться, мужчина проплыл от Речного вокзала под Коммунальный мост, Димитровский… Выловили уже где-то возле Затона. Нарушитель был в нетрезвом состоянии. В отношении него была оформлена 264 статья – «Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения».
От погони пытаются уйти лишенные прав водители
Старший инспектор ДПС полка ДПС Госавтоинспекции Сергей Максюков и автоинспектор Михаил Смирнов несут службу на самом аварийном перекрестке Кировского района – на улице Петухова. Если водитель не выполняет требование автоинспекторов об остановке, начинают погоню.
«Буквально на днях случай был. Таксист вышел за кофе, а машину оставил открытой, ключи в замке зажигания, - рассказывает Михаил Смирнов. – Молодой человек сел в машину, завел двигатель и уехал. Когда его догнали, выяснилось, что он находится под действием какого-то наркотического вещества. Он сказал: «Ну, это же такси? Вот я взял и поехал!»
И таких случаев за месяц набирается немало. От погони пытаются уйти лишенные прав водители и даже те, у кого всего лишь нет страховки. Замечена еще одна опасная тенденция – прокатиться с ветерком любят даже несовершеннолетние.
«Останавливаем Toyota Rav-4 в последнем кузове – машина свежая.
Водитель не тормозит, начинает скрываться. Была очень большая скорость – больше 150 км/час. Преследуем его по улице Сибиряков-Гвардейцев – со стороны площади Кирова в сторону Немировича-Данченко, - рассказывает Сергей Максюков. - Он изначально скрылся от нас. Не смогли его задержать. Затем объявился опять на площади Труда. Информация была передана другим экипажам. На площади Труда его снова «зацепили». По мосту Димитрова преследовали в сторону улицы Ленина. Перекрытие сделали на проспекте Димитрова и на улице Ленина – его и задержали. Оказалось, в машине были несовершеннолетние, к тому же выпившие. Они пришли к знакомой, там сидели, выпивали, родителей дома не было. Знакомая уснула – ключи взяли без ведома, завели машину и поехали кататься по городу. За рулем был 16-летний, а второму было 14. В итоге - уголовная ответственность: возбуждено дело по статье 166 УК РФ».
Как отмечают автоинспекторы, люди в состоянии опьянения готовы на все, чтобы уйти от погони.
Хоть Лексус, хоть шестерка…
Сергей Максюков и Михаил Смирнов кружат по городу на Lada Granta, как и большинство патрульных экипажей. Сергей говорит, что им еще повезло: их машине всего полгода. В полку совсем недавно списали древний раритет – старенькую пятерку. Впрочем, даже при таком автопарке нарушители и рецидивисты в городе уходят от автоинспекторов крайне редко. «Лексусы» и «Мерседесы» дают преимущество на трассах, но только не в забитом пробками Новосибирске.
«Силы у нас неравные только по трассе, по городу силы практически равны, потому что на перекрестках где-то приходится снизить скорость, чтобы пройти или избежать встречного столкновения. Не так просто по городу уйти от погони. На трассе – да, может быть, тяжеловато на Lada Granta гнаться за BMW, я так полагаю. Знаю историю, как командир взвода следовал на «Ладе Приора» по трассе за нарушителем – у «Приоры» двигатель немного получше, она быстрее.
Но в городе все решают навыки вождения и навыки прохождения перекрестков», - рассуждает Михаил Смирнов.
Многое решает знание города. Ведь в случае погони подключаются другие экипажи, которые хорошо знают район, город. Нарушители и преступники не все знают, где можно пройти, где можно проехать.
Экстремальное вождение
Навыки экстремального вождения автоинспекторы оттачивают на специальных занятиях. В серьезных погонях обычно участвуют только опытные полицейские. Многое в этой охоте решает психологический подход.
«Не важно, крутая у него тачка или нет! Человек может на крутой машине не уйти, а может на простой уехать, - спорит Михаил Смирнов. - Вот ему махнули остановиться, а он пролетел на скорости дальше. В первый проулок заезжает – бросает тачку и побежал. У такого шансов уйти больше, чем он начнет «цеплять» на себя экипажи. Все зависит от водителя: некоторые на крутой машине далеко не уедут, а есть те, кто на простой уйдет от погони.
Помню, шестерку полчаса гоняли всей ротой. Потом оказалось, что за рулем сидела девчонка - мастер спорта по экстремальному вождению. И ее на шестерке гоняли полчаса! Так что, все зависит только от водителя и инспекторов, которые ведут погони».
Зачем нам спорткары?
На Lada Granta передвигаются почти все новосибирские автоинспекторы. На балансе дорожной полиции много Lada Granta, Lada Priora и моделей ВАЗ различной модификации, есть несколько Chevrolet.
Закупки спецмашин иностранной сборки запрещены законодательными актами. В 2015 году большой резонанс вызвало появление в Татарстане спорткара Audi R8, брендированного символикой российской полиции. После скандала в автоинспекции отчитались, что ведомству его практически «подарили», но после резонанса мощную иномарку на вооружении подразделения никто не видел. Сейчас на федеральном уровне вновь заговорили о том, что автопарк дорожной полиции стоило бы усилить... Но новосибирские автоинспекторы пересаживаться с Lada Granta на дорогие иномарки и сами не хотят, ведь ремонт машины в случае столкновения на дороге, даже в условиях погони, они оплачивают сами.
«Мы четыре года на Lada Granta проездили – эксплуатация у нее была очень серьезная и она ни разу нас не подвела. Зачем нам спорткары? - вопрошает Михаил Смирнов. - Мы довольны и новой Lada Granta, если честно. Что нам дают – на том и справляемся. Спорткар – не дай бог! Его же ремонтировать надо будет. Вы представляете, сколько сил надо на спорткар? Сколько стоит бампер на Lada Granta и сколько на спорткар? Представляете, какая разница? А ситуации разные бывают, такие, что и столкновения случаются. Никто от этого не застрахован».
Подробности других громких погонь читайте в следующем номере газеты «Вечерний Новосибирск».