В ней нет круиз-контроля, кондиционера и даже печки. Но за то есть большая история и отменное состояние, что по современным меркам тянет на девять миллионов рублей. «Газ М-1», более известный в народе как «черный воронок», Сергей Шаталов нашел в Еврейской автономной области, городе Биробиджане. Искал целенаправленно именно эту модель. Прежнее состояние новый владелец описывает просто – гнилой конструктор из непонятных запчастей. Относительно неплохо сохранился лишь каркас кузова, но главное – на машину были все документы.
– Известно, что этот автомобиль с 1936-го по 1940-й годы находился в распоряжении НКВД Дальневосточной области. Потом его передали в народное хозяйство. После этого был списан и находился у частных владельцев, – говорит владелец автомобиля Сергей Шаталов.
Над восстановлением трудился целый коллектив – от мотористов до маляров. Работа длилась четыре года. В итоге сейчас это раритетный автомобиль, в котором 90 процентов оригинальных и безупречно функционирующих узлов. Но кое-что из современного оснащения от глаз съемочной группы ОТС не ускользнуло.
– Сергей Геннадьевич, я смотрю, по-моему антифриз зеленый?
– Естественно, мы уже заливали жидкости, в то время пользовались просто водой дистиллированной. Поэтому не стали эксперименты ставить. Здесь залиты все и горюче-смазочные жидкости, антифриз охлаждающий, так же, как и бензин.
Сейчас на авто установлен двигатель от «ГАЗ-М20 – Победа». Он более современный и позволяет без ущерба для технического состояния перемещаться на выставочных площадках. Однако в комплекте с машиной Сергей Шаталов готов отдать полностью восстановленные оригинальные двигатель и мост. К слову, на подкапотном пространстве тюнинг заканчивается. В салоне ни одна деталь не противоречит историческому облику.
Шинельное сукно, которым обшивалась машина, было серого либо коричневого цвета. Панельная доска металлическая, покрашена под ценные породы дерева, как на заводе. И минимальный набор удобств, который только может быть. Ручной дворник, который накачивался и несколько витков делал самостоятельно. Полное отсутствие системы кондиционирования воздуха.
Цену в девять миллионов продавец считает обоснованной. Во время восстановления приходилось заказывать массу запчастей из разных стран. Даже колеса – и те пришли из США. На осмотр машины уже приезжали коллекционеры из Прибалтики и Германии. Но где именно этот «черный воронок» встанет на учет, пока неизвестно.