Новосибирск 0.3 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Имидж

Архитектор Игорь Поповский назвал лучшие здания Новосибирска

Архитектор Игорь Поповский назвал лучшие здания Новосибирска
Новосибирск, несмотря на некую серость, имеет свою качественную архитектуру. Фото Андрея Заржецкого
Москвичи этой осенью  добрались до Новосибирска, чтобы увидеть то, что нам пока трудно оценить. Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам Новосибирска. Главным объектом интереса москвичей стала советская архитектура – тот стиль, который преобладает в нашем городе.

Как выглядит Новосибирск со стороны, станут ли современные здания памятниками архитектуры, как разглядеть приметы стиля в привычной картинке за окном? Об архитектуре Новосибирска VN.ru поговорил с архитектором Игорем Поповским.

– Когда мы говорим о современной архитектуре, что, собственно, имеется в виду, какой период?

– Трудно сказать, если речь идет о периоде, а не о стиле как таковом. Недавно в музее Щусева в Москве проходила выставка «Российская архитектура. Новейшая эра», где выделили последний тридцатилетний этап – с 1990-го по 2020-й годы. Там были представлены проекты, в том числе новосибирские, – значимые, эпохальные для всей России. Вероятно, этот постсоветский период и есть современная архитектура.

– А то, что мы называем социалистическим модернизмом – это к какому периоду относится?

– Согласно федеральному законодательству, объектом культурного наследия может стать здание, если с окончания его строительства прошло 40 лет. Этот период должен быть выдержан обязательно.

Советский модернизм, про который вы говорите, существовал в 60-70-х годах прошлого века. Но есть некоторые артефакты, которые созданы позднее – в 70-80-е годы.

фото Андрея Заржецкого

Фото Андрея Заржецкого

Для 60-х годов характерна застройка Академгородка.

Сегодня объектами культурного наследия названы Дом Ученых, гостиница «Золотая долина» и Торговый центр.

И сама Верхняя зона Академгородка считается достопримечательным местом.

Из построек того времени ГПНТБ совсем недавно поставлена на охрану в качестве объекта культурного наследия. Но ряд объектов, конечно, исчезли, исказились. Например, кафе «Лепесток», которое находится на углу Гоголя и Советской, – очень интересный с конструктивной и образной точки зрения объект. Он сильно искажен во внутреннем пространстве, стал непрозрачным, однако остается значимым объектом той эпохи.

Советский модернизм – качественная функциональная и конструктивная архитектура. И сегодня к этим объектам у экспертов появилось должное внимание.

фото Андрея Заржецкого

Фото Андрея Заржецкого

Когда Советский Союз развалился и появились постмодернистские подходы к архитектуре, казалось, что к этим объектам возвращаться не будут. Но к этой архитектуре возвращаются.

Есть информация, что две книги Ивана Невзгодина о конструктивизме и неоклассическом наследии в Новосибирске будут дополнены еще одной – об эпохе советского модернизма.

– У нас же есть и утраченные здания?

– Конечно. Аэропорт Толмачево архитектора Анатолия Воловика полностью утрачен. Или, например, Дом культуры «Юность» – это типовой проект, но очень ярко отражающий стиль. В Новосибирске было два таких объекта, один – ДК «Юность» в Академгородке, а другой – Дворец пионеров возле станции метро «Октябрьская». И эти объекты сегодня утрачены, потому что сильно перестроены.

Очень интересный объект – здание цирка; оно тоже попадает в рамки типового проекта, но в Новосибирске, насколько я помню, было построено впервые.

фото Алексея Танюшина

Фото Алексея Танюшина

И еще один типовой проект, но для Новосибирска он стал таким поворотным, – это кинотеатр имени Маяковского. Эти два объекта достаточно поздние и являются характерными артефактами той эпохи.

Я был школьником и помню, какой восторг вызывал кинотеатр Маяковского – своими дверями из закаленного стекла, прозрачностью, огромными витражами, фойе, залом с амфитеатром. Прямо скажу – это было сильное технократическое внедрение в центр города. Ну и цирк аналогично был таким же и пока почти не исказился.

– Как вы считаете, есть ли в Новосибирске, что отметить из новейших зданий? Насколько наша архитектура находится в русле мировой?

– Наша новейшая архитектура немного недооценена. Не знаю, по какой причине. Был всероссийский конкурс на лучшее здание России. Конкурс поэтапный, с прохождением через экспертные оценки, «фильтры», в нем участвовали критики, журналисты, российские и западные архитекторы.

фото Андрея Заржецкого

Фото Алексея Танюшина

Сначала эксперты выбирали из регионов лучшие объекты, примерно от 80 до 100 зданий. Затем собиралось жюри, которое состояло из журналистов, архитекторов, других экспертов, они формировали лонг-лист из 30-ти лучших объектов. А затем жюри более высокого уровня формировало шорт-лист. В него попадало 12 зданий. Потом было открытое интернет-голосование.

В лонг-лист, который тоже был достаточно весомым, включили здания Большого планетария и гостиницы «Хилтон».

В шорт-листе оказались «Кобра», «Кокон», «Академпарк». Академпарк потом боролся за первое место. И это была серьезная борьба, лидеры очень сильно оторвались от остальных позиций шорт-листа.

То наши побеждали, то объект Сергея Скуратова – жилое здание на Мосфильмовской. Фактически Академпарк твердо занял вторую позицию.

Методика экспертной и общественной оценки в этом конкурсе говорит о том, что этими зданиями в принципе можно гордиться. Время покажет, какие из этих объектов станут архитектурными артефактами. Подождем сорок лет.

фото Андрея Заржецкого

Фото Андрея Заржецкого

Но горожане у нас выбирают другую стилистику. Я знаю, что эклектику гостиницы «Мариотт» очень любят. А вообще-то есть конкурс «Золотая капитель», на котором наши объекты получали Гран-при.

Например, «Гринвич» за Домом культуры железнодорожников архитектора Владимира Фефелова, «Яхт-клуб» Дмитрия Ощепкова. Совсем недавно на Немировича-Данченко, около студии кинохроники, построено, я считаю, шикарное по архитектуре современное здание.

У нас есть в Заельцовском парке такой маленький объект, который не только Гран-при получил на «Золотой капители», но и приз на конкурсе деревянной архитектуры. В Новосибирске есть очень и очень качественные объекты, которыми можно гордиться.

– Но при этом город не производит впечатления в общей своей массе…

– Дело в том, что все эти объекты находятся в очень некомфортной, несколько агрессивной среде.

Новосибирцы очень требовательные, очень жесткие в своих впечатлениях. И Новосибирск ментально у горожан вызывает устоявшуюся нелюбовь.

Томичи любят свой город, барнаульцы тоже любят свой город. Я бы не сказал, что Барнаул, например, в городской среде на порядок лучше Новосибирска, но любят свой город барнаульцы, понимаете? И томичи любят, и красноярцы.

фото Андрея Заржецкого

Фото Андрея Заржецкого

С Новосибирском эта ситуация сложнее. Новосибирск – другой город, а не хуже. Даже сейчас есть очень качественные жилые комплексы: «Европейский берег», например, «Онега». Предполагаю, что появятся весьма столичные «Ричмонд», «Чикаго». Но инерционно горожане как-то плохо их принимают. Такого уровня и такого выбора нет в окружающих нас городах. Разве что в Тюмени и Екатеринбурге.

А вот у сторонних экспертов, а я встречал много иностранных и российских архитекторов и показывал им город, несколько другое, даже позитивное впечатление. Но все отмечают один недостаток – да, у нас безобразные тротуары, грязь, рекламное мусорное пространство.

Просто город надо прибрать, чтобы эти объекты как-то по-другому начали звучать.

В том числе архитектурные объекты советского модернизма, сталинской классики, безусловно, конструктивизм. Потому что в Новосибирске есть объекты, которые попали в 800 лучших зданий каталога DOCOMOMO.

Я когда показывал город Андрею Бокову – тогда президенту Союза архитекторов России, то гости смотрели на те объекты, которые мы в обыденной жизни даже не замечаем.

Не надо нас сравнивать с Москвой или Петербургом, с историческим малым городом Тамбовом по количеству объектов архитектурного наследия.

Что ни город, то норов, что изба, то обычай. Новосибирск – особенный город. Он имеет целый пласт качественных современных объектов, которые можно рассматривать как качественную архитектуру.

Справка. Игорь Поповский – доцент кафедры архитектуры НГУАДИ, директор фирмы ООО «АПМ-2002». Автор около 60 проектов в одиннадцати городах России. Самые известные объекты – здание Новосибирского планетария, корпус Сбербанка в Бийске и в Барнауле, гостиница «Беловодье» в Белокурихе.

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: