Владимировская — важная транспортная артерия, которая начинается возле Димитровского моста и заканчивается развилкой на Сухарную и улицу Дуси Ковальчук.
Эта улица счастливо избежала переименований, возможно, по той причине, что партийные власти уважали имя Владимир, ведь так звали их вождя. Однако улица к вождю не имеет отношения, ее назвали по имени железнодорожного инженера Владимира Жандра. В1893 году, в возрасте 30 лет он был назначен начальником дистанции Средне-Сибирской железной дороги. Его предков занесло в Россию ветрами Великой французской революции. Первый из них, Андрей Жандр, дружил с писателем Александром Грибоедовым, написал о нем воспоминания, хранил его рукописи. Другой Жандр, Александр, защищал Севастополь в Крымской войне, дослужился до звания вице-адмирала, стал сенатором. В общем, Владимир Константинович Жандр вышел из богатой и родовитой дворянской семьи.
Он оставил о себе добрую память. Построил пристань, поскольку на пароходах и баржах прибывало много грузов. От пристани Жандр провел железнодорожную ветку к станции Обь. Под его началом возвели первое промышленное каменное здание – депо на шесть паровозов и мастерские. Он же руководил строительством первой водонапорной башни и водоподъемного здания. Под присмотром Владимира Константиновича строили жилые усадьбы и больницу. Он открыл для детей железнодорожников школу, не пожалев для этого благого дела собственные средства. И, конечно, Владимир Жандр активно занимался благоустройством улицы, на которой жил. Назвать ее Жандровской не решились, фамилия звучала слишком подозрительно. И улицу назвали по имени популярного в народе инженера – Владимирской. В шестидесятые годы чиновники допустили небольшую ошибку, и улица в документах из Владимирской превратилась во Владимировскую.
В дореволюционном Ново-Николаевске сильные мира сего предпочитали селиться именно здесь. Владимировскую первой в поселке замостили булыжником и соорудили деревянные тротуары. Первой в поселке она получила электрические фонари – они светились от динамо-машины железнодорожного депо.
Об элитарности Владимировской говорит и то, что по ней запрещали проводить этапы заключенных. Здесь уже в первое десятилетие образования поселка действовал клуб железнодорожных служащих с бильярдом и сценой.
На Владимировской улице 12 января 1896 года открылась вторая школа в молодом поселении (первую организовал Григорий Будагов). Она стала первым железнодорожным училищем во всей Сибири. В течение первых трех лет школа существовала на средства Владимира Жандра и других служащих, затем министерство выделило деньги на ее содержание. Двухэтажное здание сохранилось до наших дней, оно признано памятником истории регионального значения.
Начальник дистанции 1 разряда Среднесибирского участка железной дороги Владимир Константинович Жандр. Фото с сайта www.m-nsk.ru
На перекрестке Владимировской улицы с одноименным спуском в 1895 году построили переселенческий врачебно-питательный пункт. Он служил местом карантина и отдыха для крестьян и прочего люда, прибывавшего на постоянное жительство в Томскую губернию и на Алтай. В сосновом лесу возвели бараки, окружили их забором, соорудили амбулаторию, пропускной пункт. Премьер-министр Петр Столыпин посетил это место в 1910 году. Ныне на этом месте расположены лечебные корпуса железнодорожной больницы.
Забавно, что поблизости от самой престижной улицы Ново-Николаевска роились экзотические трущобы - Большая Нахаловка. Сотни хибар, землянок, избушек, сараев и прочих жалких самовольных строений прижимались к берегу Оби.
Красные казармы. Улица Владимировская, 2, корпус 5. Фото со страницы https://ru.wikipedia.org/wiki
В 1913 году под железной дорогой пробили тоннель, который связал Вокзальную (ныне Шамшурина) улицу с Владимировской. Центр получил прямой выход к реке, что было очень важно для тушения пожаров. Этот тоннель вел к переправе, в летнее время там функционировал понтонный мост.
В наши дни на Владимировской улице расположены областная ГАИ, дорожная клиническая больница, Дом учителя с памятником во дворе, клиническая психиатрическая больница №3. Для туристов наибольший интерес представляет именно психиатрическая больница, поскольку она занимает Красные казармы – комплекс зданий, включенных в перечень памятников истории регионального значения. Эти девять корпусов из прочного красного кирпича возвели в 1902 – 1903 годах по инициативе военного ведомства – для удобства переброски войск по Транссибу. Поэтому и место для них выбрали рядом с вокзалом.
До 1919 года в Красных казармах располагались воинские части, в том числе, и мятежный чехословацкий корпус. Затем их заняли инфекционные больные: тиф душил молодой город. В 1941 году здесь временно размещался эвакуированный приборостроительный завод имени Ленина. С 1945 по 1952 год в этих зданиях стояли войска МВД. А уж после их заняла Государственная Новосибирская клиническая психиатрическая больница №3.
Большая часть корпусов – двухэтажная, с высокими, до пяти метров, потолками. Система коридорная, комнаты узкие. Кое-где сохранилась деревянная канализация. Красные казармы считаются образцом военной архитектуры начала прошлого века. Их отличают строгость форм и лаконичность декоративного оформления.
Как и всякое старое обжитое место, Владимировская улица имеет свои мифы. Рассказывают, что жильцам полногабаритного дома регулярно является призрак мужика в белой майке-алкоголичке. Видят его исключительно дамы. Призрак посещает их квартиры внезапно. Его лицо туманно, однако фигура очерчивается в воздухе отчетливо. Ничего плохого привидение не делает, просто гуляет. Так что можно его особо не пугаться.
Кроме того, жители этого монументального здания слышат по ночам звуки вальса, как будто с улицы или из-за стены. Но снаружи тихо – никто не поет и не играет. А в квартирах – вальс. Наутро после концерта соседи обсуждают возможности путешествий во времени и в параллельные миры. Откуда музыка? Возможно, просто ветер играет на нервах людей, пробегая по замысловатым щелям и лазейкам древнего строения.